Благоверный князь даниил московский

Биография Даниила Московского

Одним из особо почитаемых образов в Православной Церкви является благоверный князь Даниила Московский. При жизни святой занимался созиданием и гармонизацией мира сего.

Молитвы князю Даниилу Московскому защищают от войны

Детство и юность

Как сказано в предании, Даниил Московский был младшим сыном великого полководца Александра Ярославича Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны. Точной информации о дате рождения будущего святого нет. Одни источники говорят, что мальчик появился на свет 8 января 1261 года, другие – в самом конце 1261 года. Нарекли младенца именем Даниил (часто встречается Данила) в честь христианского аскета святого Даниила Столпника.

Когда младшему сыну исполнилось 2 года, великий полководец Александр Ярославич Невский погиб. Жена его приняла постриг под именем Васса в Успенском монастыре во Владимире. Хотя некоторые исторические летописи свидетельствуют, что княжна Александра Брячиславна умерла вскоре после гибели мужа.

Младший сын семьи попал под опеку старших братьев. Разделив отцовское наследство и выделив младшему отроку самое маленькое и бедное на то время Московское княжество, братья передали опеку над Даниилом дяде своему – тверскому князю Ярославу. Первые годы жизни мальчик изучал грамоту, Ярослав хотел научить ребенка военному и политическому искусствам. Но малец больше внимания уделял храму Божиему. Любую свободную минуту он проводил в общении с Господом Богом, часто посещал храмы и слушал молитвенные речи и песнопения.

В 1672 году, когда мальцу едва исполнилось 11 лет, умер его опекун. Отрок вынужден был переехать в Москву и приступить к правлению. Первый приказ юного правителя был связан с реконструкцией Кремля. Именно в тот период было положено начало строительству Спасо-Преображенского собора.

При жизни святой занимался созиданием мира

Миролюбивая политика праведника

Несмотря на юный возраст, князь крепко взялся за дело. Он сразу же искоренил казнокрадство и пересмотрел систему налогообложения. Даниил много времени посвящал общению с народом. У самых стен Кремля отвели место для организации торговых дел. При его правлении Красная площадь приобрела статус украшения Москвы.

По приказу правителя построили соединяющую все торговые пути Большую ордынскую дорогу, полуразрушенные деревянные церкви заменили возведенными из камня храмами. Каменные монастыри служили не только Божией обителью, но и убежищем для мирян во время вражьих противостояний.

За время его правления бедное княжество существенно преобразилось в первопрестольную столицу. Даниила стали величать великим князем Московским. Правитель отличался миролюбивостью и добротой, все конфликты он старался решать мирным путем без кровопролитий. Так, 1301 год считается переломным в отношениях дворян. Выступивший на общем съезде князь Московский предложил объединиться и прекратить все противостояния.

После смерти Ивана Дмитриевича, князя Переяславского, Даниил Московский стал наследником земель его. Произошло это событие в 1302 году. Переяслав на тот период был больше Москвы, но благоверный князь не стал переносить столицу. С того самого момента князь Даниила Московский начинает вести миролюбивую политику по объединению земель русских.

Московское княжество при правлении сына Александра Ярославича Невского

Личная жизнь

О личной жизни правителя сохранилось очень мало информации. Имя жены его не упоминается в сохранившихся до наших дней исторических летописях. Однако в «Русской родословной книге», составленной Петром Владимировичем Долгоруковым, говорится, что звали ее Евдокией Александровной.

Имена и судьбы дочерей княжьих – неизвестны. Во времена правления князя Даниила было не принято сохранять в летописях биографии женщин. А вот сыновей было пятеро. Носили они имена Александр, Афанасий, Борис, Иван и Юрий.

Монашество и последние дни

По достижении 41 года князь Московский оставил престол и принял схимнический сан. Всю свою дальнейшую жизнь Даниил посвятил служению Господу Богу. Но монашеская жизнь бывшего правителя продлилась недолго. В 1303 году Даниил Московский умер от поразившей его болезни.

Тело князя предали земле на кладбище близ Данилового монастыря. Со временем кладбище перестали посещать люди. Заброшенные могилы стали никому не нужны. Спустя несколько лет не удалось найти и могилу великого князя Московского.

В культуре

Святому Даниилу Московскому посвящен исторический роман «Младший сын». Автором его стал Дмитрий Балашов – филолог-русист и общественный деятель 20-го века. Точный год создания романа неизвестен. В произведении приведены научные сведения о жизни и княжении Даниила Московского, его семье и роли в становлении Москвы как экономического, политического, а главное, духовного центра России. Здесь также описаны причины распрей братьев Андрея и Дмитрия. Роман является первым из серии «Государи московские» и охватывает временной период с 1263 по 1304 гг.

В 1997 году по поводу 850-летия Москвы на Серпуховской площади был установлен памятник знаменитому князю. Его авторами стали скульпторы А. Коровин, В. Мокроусов и архитектор Д. Соколов. В левой руке Даниил Московский держит храм, а в правой – меч. Причем оружие находится в опущенном положении. В этом заключен миролюбивый нрав правителя, который считал распри и кровопролития неугодным Богу делом.

В чем помогает икона Даниила Московского

Икона святого Даниила помогает в примирении различных противоборствующих сторон. Как вы помните, князь всегда умел отыскать выгодное решение для каждой стороны и поддерживал мир. Поэтому ему молятся часто для того чтобы простые бытовые неурядицы разрешились лучшим образом:

  • земельные и имущественные споры;
  • споры с соседями или родственниками;
  • выборы начальников и руководства – помогает принять лучший вариант.

Нередко Даниил Московский помогает в том, чтобы обрести собственное жилище или решить какой-то вопрос с недвижимостью. Помогает улучшить отношения с начальством.

При этом нужно помнить, что святой Даниил принимает сторону высшей справедливости, поэтому и помогает тем, на чьей стороне истина.

Где находятся святые мощи св. Даниила Московского?

Честные мощи святого князя Даниила находились под спудом почти 350 лет.

В 1652 году царь Алексий Михайлович (1645—1676) по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила совершил торжественное открытие мощей святого. 30 августа патриарх Никон с собором епископов и царь Алексий Михайлович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. В то же время среди многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений. Святые мощи были торжественно перенесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса.

Тогда же благоверный князь Даниил был причислен к лику святых и ему было установлено общецерковное празднование 4/17 марта — в день блаженной кончины и30 августа/12 сентября — в день обретения нетленных мощей.

Святые мощи угодника Божия Даниила со времени перенесения их в церковь открыто почивают в особой раке. (В особом золотом ковчежце на груди св. Даниила почивает и частица святых мощей отца его, святого благоверного Великого Князя Александра Невского).

Ныне существующая рака устроена в 1817 году из серебра, весом более двух пудов и в клеймах правой стороны имеет тропарь и кондак святым. Прежняя же рака святых мощей была похищена в 1812 году французами, святые же мощи не были повреждены. В 1917 году мощи святого Даниила были перенесены в Троицкий собор Данилова монастыря и установлены под сенью у северно — восточного столпа, в 1929 году рака вернулась в храм святых Отцов семи Вселенских Соборов.

В 1930 году Данилов монастырь был закрыт и там вплоть до 1983 года размещалась колония для несовершеннолетних. 7 октября 1930 года во время всенощного бдения мощи святого Даниила были перенесены в действующую приходскую церковь Воскресения словущего, расположенную рядом с обителью. Судьба святых мощей после закрытия этого храма в 1932 году неизвестна.

Сохранились частицы мощей Даниила Александровича. Одна частица, принадлежавшая некогда архиепископу Феодору (Поздеевскому), 29 мая 1986 г. была передана в Данилов монастырь из США. Другую частицу вернул обители 17 марта 1995 г. живший в США протоирей И. Мейендорф, получивший ее от академика Д. С. Лихачёва, которому ковчежец со святыней передал на хранение профессор И. Е. Аничков с наказом вернуть Церкви в благоприятное время. Аничков получил частицу мощей Даниила Александровича в 1929 г. от неизвестного по имени архиерея в одном из северных городов России, где оба отбывали ссылку.

Как добраться до Свято-Даниловского монастыря?

По Серпуховско-Тимирязевской линии московского метро нужно доехать до станции Тульская. Далее, необходимо выйти на Тульскую улицу и пройти до площади Серпуховской Заставы. С площади нужно повернуть на правую сторону и двигаться по улице Данилевский Вал. Желательно идти вдоль трамвайных путей, так вы доберетесь до ворот Даниловского собора. Несмотря на сложность пути, ее длительность около 10 минут.

Адрес Данилова монастыря — Россия, город Москва, улица Даниловскай вал, 22. Ближайшее метро Тульская. Индекс 115191.

https://youtube.com/watch?v=DWfJCtBYbcw

В чем помогает святой Даниил Московский?

Князь является преимущественно исторической личностью. Однако свидетельства паломников говорят, что он всегда приходит на помощь тем, кто искренне обращается с молитвой о приобретении жилья или чудесном исцелении от тяжелых недугов (в частности, онкологических). Также к святому обращаются люди, которым не хватает душевных сил для прощения или для защиты от ложных обвинений. Ведь князь, согласно летописям, был на редкость милосердным и справедливым человеком. Для получения помощи и исполнения просьбы верующего, помимо молитв и тропаря, читают акафист святому Даниилу Московскому 40 дней подряд.

глас 4

Княжения твоего славу отложив, озаряемый Божественною благодатию, Богомудре княже Данииле, весь разум в сердце от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложил еси и, яко звезда на востоце Российскаго государства просиял еси, целомудрием же и равноангельным твоим житием течение добре совершая, веру соблюл еси непорочну, тем и по смерти прослави тя Бог в чудесех, яко источаеши исцеления верно притекающим к честней раце твоей; сего ради днесь празднуем успение твое, людие твои. Ты же, яко имаши дерзновение ко Христу, моли спасти отечество твое и мирней быти державе нашей.

Кондак благоверному князю Даниилу Московскому

глас 4

Избранный Богом от чресл родительских и воспитанный от младенчества в законе Господни в мужа совершенна и Промыслом Вышняго, именитаго града Москвы наследие княжества прием, верен строитель благочестивым людем твоим показался еси, Богоблаженне Данииле, ихже образом своим наставляя и поучая заповедем Господним выну, путем, ведущим в живот вечный, присно шествуя, Небеснаго Царства достигл еси, идеже со ангельскими водворяяся лики, поеши Богу: Аллилуия.

Молитва первая благоверному князю Даниилу Московскому

Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския божественное утверждение, преподобие княже Данииле, усердно молим тя: призри на нас (имена), память твою воспевающих, пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя: всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых Своих Христа Бога нашего во веки веков, аминь.

Молитва вторая благоверному князю Даниилу Московскому

О угодниче Божий, святый благоверный княже Данииле, сада Христова благовонный цвете, неба церковнаго кроткая звездо, земли нашея небесный уме, града Москвы и державы нашея мудрый здателю. Теплый к Богу молитвенниче, скорый в помощи, милостивый в нуждах, к тебе припадаем и тебе молимся: буди предстатель наш пред Престолом Божией славы неусыпный. Собери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается. Онебеси ум наш, да, иго тяжкое земных попечений отвергше, бремя легкое Христова Евангелия возлюбим. Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божией. Тихость Духа Божия да соблюдет сердце наше. Весна покаяния да украсит дела наша.

Княже милостивый и щедрый, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти. Отверзи нам двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла. Под крепкий покров благостыни твоея прибегающе, молим: буди нам тихое пристанище в скорбех. Остени нас молитвами твоими. Соблюди нас от падений греховных и заблуждений, да сердцем сокрушенным, духом смиренным в печали и радости выну зовем: Господи, предстательством преподобнаго Твоего помилуй нас. Аминь.

Правление

Князь Даниил прославился заботой о людях. До приезда юного хозяина в Москву там правили наместники, беспокоившиеся о личном обогащении больше, чем о процветании города. Князь же лично проверил систему налогообложения, объездил окрестные села с проверкой, пообщался со старостами и купцами. Для торговли выделил место у стен Кремля, позже ставшее Красной площадью.

Князь Даниил Московский

По приказу Даниила устроена Большая ордынская дорога, сделавшая Москву перекрестком торговых путей. Вместо деревянных церквей строились каменные, возводились целые комплексы построек: архиерейские дома и укрепленные монастыри. Роль монахов в те неспокойные времена не сводилась только к молитвам за мирян, каменные монастыри были настоящими крепостями, а монахи во время войны брались за оружие.

Любимым детищем князя стал монастырь, получивший название в честь покровителя князя, преподобного Даниила Столпника. Место для Свято-Данилова Спасского (попросту Данилова или Даниловского) монастыря было выбрано не случайно: он стал первым в цепи укрепленных обителей, защищавших подступы к Москве с юга. В 1296 году правитель приказал построить Богоявленский монастырь, а в 1300 году — каменный архиерейский дом и храм имени Петра и Павла.

Богоявленский монастырь

Всю жизнь Даниил Александрович проводил миролюбивую политику. В биографии князя нет темных эпизодов с братоубийством и коварными интригами. В 1282 году вместе с тверским князем выступил на стороне своего брата Андрея, воевавшего за престол Великого князя Владимирского против другого сына Александра Невского, Дмитрия. Но при посредничестве Даниила его братья примирились, обойдясь без сражения.

С 1283 года поддерживал брата Дмитрия, севшего на владимирский престол. В 1293 году Андрей Городецкий привел на русские земли воинство Золотой орды под командованием ханского полководца Тудана (Дюденя). Дюденева рать разграбила и сожгла Москву, но князь поделился имуществом с народом, что позволило населению быстро отстроить город.

Даниил Московский и Андрей Городецкий

Предательский поступок князя Андрея не был забыт братом, и в 1294 году, после смерти князя Дмитрия, Даниил Александрович выступает против Андрея. Несмотря на все междоусобицы, в 1296 году князьям на собрании во Владимире при содействии церковных деятелей удалось договориться о мире.

А вот в 1301 году московский князь продемонстрировал таланты умелого полководца, разгромив под Коломной войска рязанского князя Константина Романовича вместе с его союзниками татарами. Рассеяв татар и захватив Коломну, Даниил Александрович не стал присоединять завоеванные земли к своим владениям и даже не позволил воинам их разграбить. Такое поведение выглядело в глазах современников достойным удивления.

Святой Даниил Московский является путешественнику

В 1302 году умер бездетный князь Иван Дмитриевич Переяславский и завещал свои земли дяде Даниилу, которого уважал за разум и благочестие. Унаследовав Переяславское княжество, Даниил Московский не стал переносить столицу в богатый и укрепленный Переяславль, но стал одним из самых влиятельных князей, преумножая богатства Москвы.

Прославление и почитание святого князя Даниила Московского

В 1652 го­ду бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил был про­слав­лен об­ре­те­ни­ем свя­тых нетлен­ных мо­щей, ко­то­рые 30 ав­гу­ста бы­ли пе­ре­не­се­ны в цер­ковь в честь Свя­тых Отец Се­ми Все­лен­ских Со­бо­ров. С 1917 по 1930 год они находились в Троицком соборе; в 1930 г. перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря. Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остаётся неизвестной. В настоящее время в Даниловом монастыре имеется несколько частиц мощей святого Даниила, помещенных в раку, ковчег и иконы.

Соборный храм Семи Вселенских Соборов с церковью Даниила Столпника (РПЦ)

Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Платон († 1812) в со­став­лен­ном им Жи­тии свя­то­го кня­зя пи­шет: «Сей-то пер­во­на­чаль­ный ос­но­ва­тель по­ло­жил на­ча­ло ны­неш­не­му ве­ли­чию Моск­вы, про­ло­жив для это­го ти­хи­ми сто­па­ми толь­ко ма­лую сте­зю. Ибо как и вся­кое зда­ние, со­ору­жа­е­мое не с чрез­вы­чай­ной по­спеш­но­стью, а толь­ко с боль­шим ис­кус­ством и ста­ра­ни­ем, по­лу­ча­ет осо­бую твер­дость и неру­ши­мо пре­бы­ва­ет дол­гое вре­мя; и как де­ре­во, мно­го ве­ков рас­ту­щее, на­чав преж­де с ма­ло­го пру­ти­ка, по­не­мно­гу утол­ща­ет­ся, и вет­ви его рас­про­стра­ня­ют­ся да­ле­ко окрест, так и гра­ду это­му над­ле­жа­ло воз­рас­ти от ма­лых, но твер­дых на­чал, чтобы пер­вый его блеск не омра­чил очи за­вист­ву­ю­щих и чтобы в пер­вое вре­мя не по­тря­стись и не пасть ему ско­рее, чем оно воз­рос­ло в свою вы­со­ту. Так преду­го­то­вил сей ве­ли­кий град ос­но­ва­тель, дав ему, хо­тя ма­лое, но не пре­ры­ва­ю­ще­е­ся ни­ка­ким ду­но­ве­ни­ем вет­ра си­я­ние, и предо­ста­вил боль­шую сла­ву его воз­вы­ше­ния сво­е­му сы­ну ве­ли­ко­му кня­зю Иоан­ну Да­ни­ло­ви­чу, про­зван­но­му Ка­ли­той».

Житие князя Даниила Московского

Будущий князь родился в славном городе Владимире и стал четвёртым сыном Александра Невского. В два года не стало отца, а со временем и матери. Юноша рано остался один, без поддержки родителей. Впоследствии его отец был канонизирован, а мать почиталась праведницей.

Позже молодой князь получил во владение Москву и прилегающие к ней земли. На берегу реки возвёл храм в честь своего покровителя – Даниила Столпника.

Вначале его правления княжество было небольшим и практически не развитым. Возмужав, он увеличил и укрепил его, но сделал это не путём войн и кровопролития, как другие представители власти, а с помощью миролюбия, что было удивительным решением для того времени.

Тогда же его брат Даниила, князь Андрей, имея огромную силу, вместе с татарами привёл в опустошение большие русские города, и тогда святитель, дабы спасти свой народ от неминуемой гибели, решился впустить Орду в Москву.

Все несчастья, выпавшие на долю его народа, правитель переживал вместе с ним. Отстаивая свои земли права, он был вынужден выступить против родного брата. И снова стремление к миру, благочестию и милосердию взяло верх, и это помогло избежать войны и жертв.

Через несколько лет князь Константин с татарами готовился к нападению на земли княжества, делая это подло и нечестно. Войско во главе с князем разбил врага, самого недоброжелателя взяли в плен, а большинство татар уничтожили. Эта победа стала настоящим знаком свободы и силы православной веры.

Будучи грамотным правителем и храбрым воином, Даниил никогда не шёл войной на другие земли, дабы захватить их и таким образом ещё больше расширить свои владения. В благодарность за это Всевышний дает ему возможность расширить границы владений. И после смерти своего дяди Даниил получил Переяславскую землю.

Святой развивал новые земли, но оставался верен Москве, что позднее сделало город более значительным для всех земель Русских и их последующего объединения.

День памяти

В 1303 году князь умер от тяжёлой болезни. Похоронить себя он завещал в Даниловом монастыре на общем кладбище, чтобы быть ближе к его народу и после кончины.

Спустя года после ухода князя в мир иной основанная им обитель стала достоянием Кремля, церковь объявили приходской, а кладбище – открытым для всех мирян.

Таким был Великий князь Даниил Московский, именины и день памяти которого с тех пор отмечается христианами 17 марта. В это день его почитают в храмах, возводят ему молитвы и обращаются с просьбами о помощи и покровительстве.

История Даниила Московского

Действительно, этот святой имел знатное происхождение – младший сын Александра Невского, который первым удостоился стать удельным князем московским. Однако действительно ли такое положение давало в те времена (вторая половина 13 века) какие-то преференции и облегченный путь к святости? Скорее наоборот.

Времена монгольской орды, Русь раздирается не только ханством, но и самими князьями, они подобно крысам в клетке, забыв о милосердии и собственной роли перед людьми и родной землей, впадают в склоки и междоусобицы. Основная цель – захватить побольше земли и ресурсов, получить привилегии для себя и собственного княжества, отдать остальных на поругание монголам. Уступчивость и мягкость является признаком слабости, а подлость (к примеру, обратиться за помощью к ханству, чтобы воевать с другими князьями) распространена повсюду.

Согласитесь, в таких обстоятельствах не так легко стать святым, тем более князю, которому нужно заботиться о собственной земле. Тем не менее, князь Даниил бережно хранит веру и поступает благоразумно в отличие от остальных. Благодаря этому заключается не только множество выгодных и полезных союзов, но и увеличивается Московское княжество, также Даниила зовут княжить и в другие города.

Часто, когда Даниил оказывался где-то с войском, ему удавалось провести грамотные переговоры и завершить дело миром. Такое отношение было вызвано повышенной заботой о людях, но никак не слабостью и тем более не страхом. Святой князь, когда нужно мог исполнить свою роль и этот факт проявится в противоборстве с рязанским князем (Константин Романович), после которого войско рязанское было разбито.

Даниил имел все возможности захватить Рязань, присвоить себе богатства города и даже поработить людей – так бы сделал практически каждый князь. Однако святой не чинит ущерба, он оставляет Рязань с миром и возвращается к себе в княжество.

Таким образом, он не чурался исполнения своего дела земного, но всегда стремился действовать в интересах людей, проявлять подлинную милость и в этом проявлялась его духовная сила.

История святого Даниила

Даниил был княжеского рода, он приходился сыном Александру Невскому. В тяжелые для Руси время, когда царила безнаказанность монгольской орды, даже великие князья уподоблялись в склоках и междоусобицах. Все стремились захватить земли любой ценой, не щадя никого. Такие обстоятельства не упрощали жизнь верующим людям, а скорее наоборот. Вне зависимости от обстановки, от поведения равных ему по статусу людей, князь Даниил не отступил от веры, действовал исключительно благостно в любых ситуациях. Вера и Божья воля помогли князю заключить множество выгодных союзов, избежать войн.

Любой конфликт Даниил решал исключительно мирно и удачно. Относясь бережно к людям, которые его окружали, заботясь об их благополучии, он и заслужил признание горожан.

Это интересно: Сильная молитва, чтобы все было хорошо — описываем по пунктам

Молитва Даниилу Московскому о продаже жилья

Жилищный вопрос является насущным для многих людей, поскольку никто не живет без крыши над головой. Иногда нужно продать жилье, причем сделать это как можно быстрее. Тогда приходят на помощь святые, в частности и Даниил Московский.

Он помогает верующему быстрее совершить сделку, от которой зависит его дальнейшая жизнь, а также урегулировать вопросы с дальнейшим приобретением нового дома или квартиры.

В целом, он помогает быстро продать дом, решить проблемы с продажей жилья (например, погасить задолжности, не позволяющие продать его, решить вопрос с долями, выкупить остальные части дома для продажи, снять арест с недвижимости и т.д.) и найти хороших покупателей.

При этом, Даниилу не нравятся ленивые и лживые люди. Он помогает лишь тем, кто чист в помыслах и не делает хуже людям при продаже жилья.

Быстрее он старается угодить людям, которые живут по божьим заповедям, помогают нищим и раздают милостыню, ходят в церковь или православный собор, и совершают церковные таинства, например, исповедование и причащение.

Это интересно: Молитва детей об усопших родителях за упокой души

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий