Иерусалимская икона божией матери

Икона «Божья Матерь Иерусалимская»: история образа и его значение

В мире много всевозможных икон, которые помогают в тех или иных бедах. Среди них есть и Чудотворная Иерусалимская икона Божией матери. Молитвы перед ней защищают от многочисленных болезней, а также излечивают от уже имеющихся заболеваний, многие из которых носят статус неизлечимых. Об этом свидетельствуют рассказы очевидцев. Наиболее часто излечиваются от глазных заболеваний, в том числе и от слепоты, от паралича. Эта икона защищает путешественников, делая их путь менее трудным и безопасным для жизни. Пред ней молятся о защите от стихийных бедствий, преимущественно от пожаров, от нападения врагов на дом или квартиру.

Как появилась икона

Икона «Божья Матерь Иерусалимская» впервые была написана евангелистом Лукой. Он создал ее по истечении пятнадцати лет после вознесения Иисуса на небо в Гефсимании. К тому времени христианская община в Иерусалиме уже сформировалась, а этот образ, который по типологии имел сходство с образом Одигитрии-Путеводительницы, предназначался именно для нее. Икона была помещена в храм Воскресения Христова. Как говорится в предании, находясь в молитве у этого образа, Мария Египетская услышала голос, призывающий ее покончить с неправедной жизнью и посвятить оставшиеся годы служению Богу.

Предание о том, как икона попала в храм Пигий

В древние времена недалеко от Золотых ворот Константинополя находилась роща, которая считалась священной. Она носила имя Богородицы. Знаменита она была своим чудодейственным источником. С течением времени роща становилась все больше и гуще. В конце концов этот источник затерялся среди зарослей и почти иссяк. В то время будущий император Лев I был простым воином. Однажды в этой роще он встретил слепого странника, изнемогавшего от жажды. Лев услыхал голос, подсказывающий местонахождение источника. Этот же голос пророчил ему быть императором. Когда это случится, ему нужно будет очистить источник и поставить возле него храм в честь Богоматери. Он напоил путника. Впоследствии Лев стал императором и выполнил свое предназначение: очистил родник, построил храм Пигии, в который была перевезена икона «Божья Матерь Иерусалимская».

Историческое путешествие иконы

Чуть более чем через столетие, когда здесь правил император Ираклин, скифские кочевники пытались завоевать Константинополь. Все горожане собрались возле иконы и молились. В результате город был избавлен от нападения. В честь этого чудесного события образ был перевезен во Влахернскую церковь. Икона «Божья Матерь Иерусалимская» в этом храме находилась три века, вплоть до того момента, когда к правлению приступил император Лев VI Философ, которого в народе называли Мудрым. В 988 году он перевез образ в город Корсунь (Херсонес), который впоследствии был завоеван князем Владимиром. Эта икона была отдана ему в дар и перевезена в Киев.

Иерусалимская икона Божьей Матери здесь пробыла недолго. В честь крещения новгородцев князь Владимир передал ее в Новгород. Она была помещена в собор Святой Софии, где находилась около 400 лет. В 1571 году по желанию царя Иоанна Грозного образ перевезен в Успенский Собор Москвы, где он пробыл более двухсот лет. Во время войны 1812 года французы после поражения значительно разграбили столицу. Среди многочисленных вывезенных в Париж реликвий находилась и иерусалимская икона. Она и сейчас находится во Франции.

Иерусалимская икона Божией Матери. Рассказ игумении Екатерины

Вот что рассказала сама игумения Екатерина:

– Средства на реставрацию требовались огромные. Но Святейший Патриарх Алексий сумел привлечь различные реставрационные фонды, и 25 октября 2001 года состоялось великое освящение храма. Я даже тогда пошутила на эту тему, когда мне дали приветственное слово. Сказала: «Ваше Святейшество, вот губернаторы или главы администрации отчитываются о своих первых 100 днях на новом посту. Мы тоже можем отчитаться и сообщить, что храм Иерусалимской иконы Божией Матери был восстановлен за 95 дней». Святейший Патриарх Алексий, добрый и милостивый, все понимал, и эту мою шутку он принял благосклонно. Конечно, трудиться многим пришлось днями и ночами. Иногда встреча с архитекторами назначалась, например, на два часа ночи, чтобы не торопясь, в тишине можно было детально обговорить, какой иконостас успеем сделать за двадцать дней. И ночью же рисовали наброски, эскизы, помня слова Его Святейшества, что временный иконостас он не будет освящать – только постоянный. Казалось, задача очень непростая, но к празднику в честь Иерусалимской иконы Божией Матери все было готово.

Видя столь ревностные труды настоятельницы и сестер по возрождению обители, к матушке Екатерине обратилась прихожанка довольно преклонного возраста – Зинаида Ильинична. Пришла на прием. Пожилая женщина сильно переживала, что уйдет из этой жизни и вместе с ней уйдет история о том, как удалось спасти чудотворную икону, когда в годы Великой Отечественной войны пришел приказ монастырские здания подготовить под госпиталь – очистить от того, что в них находится, и поступила команда комиссара: «Все бросить в костер!» Местночтимая икона Иерусалимской Божией Матери находилась в Крестовоздвиженском храме, превращенном в склад, где лежали запасы дров, угля, торфа. А икона, большая по размеру, написанная на кипарисовой доске, служила поддоном для складирования

дров, угля и торфа. Ликом ее положили вниз, на тыльную сторону накидывали материал для топки. Зинаида Ильинична в молодости работала в санатории ВЦСП, в который переоборудовали монастырь. Была истопником. Старший истопник (как все ее звали, баба Настя) однажды сказала: «Зинка, ты посмотри, по какой доске ходишь!» Она беззаботно ответила: «Доска и доска. Что в ней такого?» – «Да не доска это, – строго произнесла баба Настя. – Это икона Божией Матери».

Зинаида Ильинична сказала матушке, что теперь она каждый день приходит в храм, чтобы поклониться Царице Небесной и испросить у Нее прощение за то, что в молодости вольно или невольно топтала лик Божией Матери кирзовыми сапогами.

– И правда, она прожила долгую жизнь, 93 года, – продолжила игумения Екатерина, – при этом почти до самой кончины каждый день приходила на службу. Войдя в храм, клала земной поклон перед образом Царицы Небесной.

История появления

Многим хочется знать, как на самом деле выглядела Божия Матерь, возможно, ее современники предугадали желание потомков. Евангелист Лука написал с Девы Марии несколько икон. Именно этот образ готовился для общины христиан в Иерусалиме, откуда он и усвоил свое название. Предание называет годом создания иконы 48 г. н. э. — прошло почти 15 лет после Вознесения, еще не было написано Евангелие, но история Церкви творилась.

Считается, что именно возле этой иконы преподобная Мария Египетская услышала призыв к покаянию. Множество других чудес сопровождало образ в течении веков. Иерусалимская святыня проделала долгий путь.

Перенесена в Константинополь (во время правления Льва Великого, 5 век). Во время нападения скифов весь народ молился перед Иерусалимской иконой Божией Матери, враги отступили.

Образ перенесли в главный Византийский храм (Влахернская церковь), там он оставался триста лет.

В 988 г. образ был подарен великому князю Владимиру, который перенес его в Корсунь, затем в Киев. Когда новгородцы тоже приняли крещение, образ перешел им в дар.

Во второй половине 16 в. Иван Грозный поместил Иерусалимскую икону в Успенский собор г. Москвы. Там она находилась до наполеоновского нашествия, во время которого исчезла. В Успенском храме икона располагалась в южной части иконостаса, затем в западной. В начале 18 в. ее обновили, сделали новый драгоценный оклад. На его полях находились апостолы и мученики. Возможно, оклад стал причиной, по которой святыню решили похитить.

Где повесить икону в своём доме

На Руси существует древняя благочестивая традиция размещать все иконы в доме в «Красном углу». Сейчас верующие также устраивают в своих домах и квартирах особые молитвенные уголки.

В доме можно устроить несколько таких уголков в разных комнатах: один большой и главный молитвенный угол, пред которым обычно собирается на молитву вся семья, и маленькие в других комнатах, за исключением ванной и туалета.

Рис. 9. Располагаются иконы обычно на специальных полочках, приобретённых в церковных лавках или сделанных своими руками.

Также можно иконы повесить на гвозди или просто расставить в открытом шкафу. Главное, чтобы кроме икон, церковных книг и утвари ничего другого там не было. Рядом с иконами также негоже размещать картины, плакаты, статуэтки и фотографии.

Иконы размещаются в особом порядке. В центре — икона Господа, слева Богородицы, справа можно поставить икону святого, которого особенно почитает семья.

Разместить иконы нужно в светлом и чистом месте, это может быть как угол, так и на стена (желательно, выходящая на Восток). Иерусалимскую иконы Богородицы можно разместить как в главном молитвенном углу, так и в любой другой комнате, по желанию.

Отличительные черты

Икона по своей иконографии схожа с Грузинским образом, да и многие иконы написаны по ее подобию: Иверская, Казанская, Споручница грешных. Богоматерь показана в поясном изображении, десницей Она поддерживает Сына, Ее голова склонена. Богомладенец Ликом обращен к Матушке, в левой руке удерживает свиток, а правая поднята в благославляющем жесте.

Лицо Сына, повернутое к Матери, означает всеобъемлющую любовь и внимание к Ней. На иконе показан беззвучный диалог, единение Бога и человека

Полностью вобрав в Себя человеческую природу, Иисус так и остался Богом, одним из лиц Пресвятой Троицы. Но Царица Небесная стала для Сына проводником в мир людей. Ее душа пронзена множеством острых мечей в день распятия Сына, но Мать с достоинством прошла свой жизненный путь на земле.

Важно! И если каждый человек терпеливо и смиренно пройдет через все невзгоды, то его в конце жизни будет ожидать великая награда — вечность со Христом. Иерусалимский образ имеет несколько разновидностей:

Иерусалимский образ имеет несколько разновидностей:

  • на полях иконы изображены апостолы, святители, мученики, но они не являются частью композиции, а просто парят в воздухе слева и справа;
  • рядом с Марией предстоят Ее родители — святые праведные Иоаким и Анна.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Иерусалимская»

Иерусалимская икона Божией Матери

Пред иконой Пресвятой Богородицы Иерусалимская молятся в скорби, печали и унынии, об исцелении от слепоты, болезней глаз и паралича, при эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота, от пожара, при расслаблении, а также при нападении врагов.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Иерусалимская»

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла. О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящий исцели, скорбящыя утеши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Тайн причастницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва иная к Пресвятой Богородице

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской

Тропарь, глас 4:Богорадованная Владычице,/ препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем,/ и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся:/ молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит,/ и от грехов всяких свободив,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет:/ велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши/ и вся от Него испросити можеши,/ Едина во веки преблагословенная.

Ин тропарь, глас 3:Твоего предстательства уверение/ и милосердия Твоего явление/ икона Иерусалимская нам, Владычице, показася/ пред нею же души наша в молитве изливаем/ и верою Тебе вопием:/ воззри, Милосердая, на люди Твоя,/ вся скорби наша и печали утоли,/ утешение благое в сердца наша низпосли/ и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Кондак, глас 5:Не отрини, о Милосердая Мати,/ слез и воздыханий наших,/ но прошения наша милостивно приимши,/ пред Иерусалимскою иконою Твоею/ молящихся людей веру укрепи,/ умилением сердца их исполни,/ и крест земнаго жития нести им помози,/ елика бо хощеши можеши.

Величание:Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Иерусалимская» .

В Святом Городе

Первым местом пребывания образа, очевидно, был Иерусалим. Но где был образ на протяжении первых трех веков истории Церкви, во время гонений, точно не известно. Предполагается, что местом его нахождения были христианские общины римской провинции Антиохии. Более ясно место пребывания святыни с IV в., когда прекращаются гонения на христиан, а Иерусалим восстанавливается после разрушения римлянами в 70 г.

В 330-е гг., при императоре Константине, в Святом Городе были обретены многие христианские реликвии: Крест Господень, Терновый венец Спасителя, найдено место Распятия Спасителя и Гроб Господень. На месте, где случились события, определившие весь ход истории мира, с 335 г. появился храм Воскресения Христова. Его закладка и строительство – дело матери императора, царицы Елены. Сюда переносятся многие христианские святыни. Считается, что так оказался здесь и образ кисти св. Луки.

Смиренная Мария

Одно из самых известных чудес в эти годы – обращение прп. Марии Египетской. Мария, ведшая жизнь, далекую от христианской, пришла на поклонение Кресту Господню. Но раз за разом неведомая сила не допускала ее войти в храм. Тогда-то грешница возопила с покаянием к Богородице, икона Которой была при входе. Пречистая не только приняла покаяние Марии, но и стала ее руководительницей на дальнейшем иноческом пути. Многие считают, что этой иконой была Иерусалимская.

В столице Византии

Шло время. На востоке Римской империи возникла новая столица – город Константинополь, затем образовалась Византийская империя. В отличие от Рима, имевшего языческое прошлое, «Новый Рим» строился как христианский град. Сюда со времен Константина Великого начали собирать христианские реликвии. Известно, что с 463 г. царь Лев Великий даровал своей столице чудотворный Иерусалимский образ Богородицы. Этот император особо почитал Пресвятую Деву: ведь, согласно сохранившемуся преданию, Она Сама благословила на царствование Льва, когда он был еще простым воином. Первое время святыня была в храме, называемом «Источник», на месте явления Богородицы будущему императору. Затем местом нахождения иконы стала Богородичная церковь во Влахернах.

Чудо при осаде Константинополя

В начале VII в. вновь записано чудесное знамение. Тогда Византийская империя постоянно сталкивалась с варварскими племенами, появившимися на ее северных границах. В 626 г. Константинополь осадили племена, которых византийский историк определяет как «скифов». Упоминается, что, кроме скифов в осаде участвовали воины разных племен, среди них были и славяне. Количество нападающих было огромно, силы защитников городе невелики. С последней надеждой народ бросился в храмы. Много молящихся было во Влахернской церкви.

7
Август

626 года

После десятидневной осады 80-тысячным войском начался решающий штурм столицы Византии.

Огромное количество варваров двинулись на город с моря и суши. Но штурм не просто провалился: врагов ожидал ужасающий разгром. Под стенами города количество убитых было таково, что язычники не сумели похоронить всех. А на море и вовсе произошло странное. Корабли нападающих атаковали византийские суда. Те начали поспешное отступление. Но внезапно варварский флот были разметан и потоплен, причем случилось это рядом с Влахернским храмом – местом пребывания чудотворной иконы.

Достойно внимания и то, что среди осаждающих были славяне. Не тогда ли они впервые познали всемогущую силу христианского Бога? Пройдет чуть более 350 лет и чудотворный образ совершит путешествие на Русь.

Цвета иерусалимских свечей

Расцветка восковых святынь указывает на чудодейственные свойства, которыми они наделены. Гамма у каждого пучка своя, так как цвет имеет определенное обозначение и влияет на направление Божьей благодати:

  1. Белый. Его используют, как домашний оберег от завистников, наговоров или злых помыслов. Молитвы с таким факелом помогают обрести мудрость, укрепить дух, восполнить силы.
  2. Черный. Способен поддерживать в трудных испытаниях. С его помощью молящиеся избавляются от депрессий, побеждают хандру, восстанавливают душевное равновесие.
  3. Красный. Помогает справиться с одиночеством. Незамужние женщины зажигают алый факел, чтобы найти спутника жизни, удачно выйти замуж, обрести семейное счастье.
  4. Желтый. Является сильным оберегом, который рекомендуется брать в путешествия или зажигать перед началом новых дел. Святыня этого цвета хорошо справляется с плохим настроением, способна вернуть веру.
  5. Зеленый. Такой факел предназначен для восстановления материального благополучия. С ним молятся, чтобы найти новую работу, увеличить прибыль, залатать финансовые бреши.
  6. Голубой. Эти свечи зажигают на исполнение заветных желаний. Их чаще всего дарят родным и близким в качестве сувенира или как защитный оберег от черной магии.

Почитаемые списки

Оригинальную икону не удалось сохранить, но в России осталось несколько чтимых списков, тоже довольно древних, хотя и намного «моложе» того образа, что был написан евангелистом. Одной из святынь обладает храм Рождества в Измайлове. Сначала икона находилась в царской усадьбе — как будто предвидя потерю, государи вовремя велели делать копии чудотворного Иерусалимского образа.

Список большого размера, поэтому тяжелый — его с трудом могут поднять 8 человек. По сторонам композиции — апостолы и мученики. Измайловская икона отличается тем, что персты Спасителя сложены по-другому. В храме еженедельно поется акафист в память о чудесах, которые были вымолены жителями Москвы у Царицы Небесной.

Чтимые списки находятся также и в других храмах:

  • г. Бронницы, Новый Иерусалим (Московская область);
  • Церковь Живоначатльной Троицы (Москва);
  • Церковь Воскресения Христова (Москва);
  • в Афонском Пателеимоновском монастыре.

Измайловский список Иерусалимской иконы. Заступничество и помощь Божией Матери (+ фоторепортаж с праздничной службы)

27 Октября 2015   18:32

Об истории Иерусалимской иконы Божией Матери рассказал протоиерей Владимир Кутикин, клирик храма Рождества Христова в Измайлове, где пребывает чтимый список с чудотворного Иерусалимского образа.

— Чем ваш приход отличается от других храмов Москвы?

— Его главная особенность в том, что храм в советское время не закрывался, богослужебная традиция не прерывалась.

Кроме того, здесь служили известные пастыри. Например, будущий Псково-Печерский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который в 1945 году здесь был рукоположен во иерея. Его духовные чада, каковых у нас на приходе осталось довольно много, помнят его и в день его рукоположения, 25 октября, собираются в храме, чтобы поучаствовать в особом поминовении. Здесь же служил известный в Москве священник Виктор Жуков.

— Духовные чада о. Иоанна Крестьянкина как-то отличаются от остальных прихожан?

— Да, серьезно отличаются своим, я бы сказал, духовным спокойствием и умиротворением. Строгостью отношения к духовной жизни, взвешенностью. Скрупулезным исполнением своих христианских обязанностей, то есть посещением храма, всех церковных праздников. Своим духовным настроем они подают пример и нам, приходским священникам.

— Почему Иерусалимская икона Божией Матери особо почитается верующими?

— По церковному преданию, Иерусалимская икона Божией Матери была написана самим евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Спасителя. В начале Х века Иерусалимская икона попала в Херсонес. Впоследствии икону дали как приданое византийской царевне Анне, когда она вышла замуж за святого равноапостольного князя Владимира. По указанию Ивана Грозного с иконы было сделано несколько списков, а оригинал был перевезен в Москву, где икона пребывала в Успенском соборе Кремля до войны 1812 года. В результате разорения Москвы французами чудотворный образ был утерян.

Икона, которая находится в нашем храме, это список 1679 года с той самой древней иконы. Список был сделан при царе Алексее Михайловиче (1645-1676), который особо почитал этот образ. Измайловский список был прославлен в 1771 году после морового поветрия, унесшего жизни многих москвичей. Перед этой иконой стали совершать ежедневные молебны, после которых икону обносили вокруг села. Благодаря заступничеству Божией Матери и попечением управителя села Ивана Савича Брыкина, расставившего вокруг села карантины и принявшего строгие меры в борьбе с эпидемией, чума миновала село Измайлово. С этого времени отмечается особое почитание чудотворной иконы Божией Матери «Иерусалимской» в селе Измайлове и Московском уезде.

— А где находится оригинал, написанный апостолом Лукой?

— Серьезных исследований истории Иерусалимской иконы Божией Матери не проводилось. Была одна статья в Журнале Московской Патриархии в пятидесятых годах. Над историей этой иконы также работал реставратор Виктор Васильевич Филатов. Он искал эту икону, в том числе за рубежом. Виктор Васильевич утверждал, что у него есть все основания считать, что икона хранится в Соборе Парижской Богоматери. Он даже направил во Францию запрос, но ответа так и не получил.

— Что для прихода сегодня значит этот образ?

— Возможность обратиться к Богородице через ее чудотворную икону и получить скорое исполнение прошений. Храм не ведет записи чудес, совершенных по молитвам перед этим образом, но люди приходят и рассказывают о таких случаях священникам. На моей памяти такие чудеса бывали, и не раз, особенно это касается болящих детей. Так, одна наша прихожанка рассказала мне, что ее сыну предстояла хирургическая операция на глазах. Она усердно молилась перед образом Пресвятой Богородицы. Прошло буквально несколько недель. Врачи еще раз проверили ее сына, и оказалось, что операция больше не требуется.

Измайловский список Иерусалимской иконы Божией Матери давно известен и чтим на Руси, и это не случайно. Есть пословица — к пустому колодцу за водой не ходят. Если вы посмотрите на мраморный пол перед иконой, то вы увидите, что он неровный — за долгие годы люди коленями протерли в полу углубление. Народ чувствует, где он получает заступничество и помощь.

***

25 октября 2015 года, в праздник иконы Божией Матери «Иерусалимская», праздничную Литургию в храме Рождества Христова в Измайлове возглавил управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Текст и фото: Кирилл Миловидов

Московская городская епархия

История

Называлась также Сионской церковью.

Первым епископом Иерусалимской православной церкви считается апостол Иаков, брат Господень. Основание и становление Иерусалимской православной церкви описано в Евангелии и Деяниях апостолов, в них описывается основание церкви Иисусом Христом и проповедь апостолов, в результате которой произошло становление церкви.

После Иудейской войны 66—70 годов была разорена и уступила своё неформальное первенство Риму.

С IV века происходило постепенное восстановление. В 451 году постановлением IV Вселенского собора епископу Иерусалимскому дарован титул патриарха, а Иерусалимская церковь заняла пятое место во Вселенском православном диптихе, после Римской, Константинопольской, Александрийской и Антиохийской церквей (после Великой схизмы 1054 года стала на четвёртое место).

В VII веке пришла в упадок в связи с арабским нашествием.

С приходом крестоносцев в 1099 году происходило вытеснение православных из храмов и монастырей[источник не указан 722 дня]; патриархи Иерусалимские были вынуждены управлять церковью из Константинополя.

В XIII—XV веках Палестину заняли мамлюки, которые разрушали храмы, уничтожали духовенство с целью искоренить любое напоминание о христианстве. Особенно положение ухудшилось после падения Византии в 1453 году.

Турецкое завоевание Палестины в 1517 году положило начало относительно спокойному периоду в жизни Иерусалимской православной церкви. Под оттоманским господством православный патриархат закрепил свои позиции на Святой Земле и постепенно из крайне бедной церкви превратился во влиятельную силу. После того как в 1534 году патриарх Дорофей II Аталла снял с себя патриарший омофор, завершилась эпоха арабского патриаршества.

Первый Иерусалимский патриарх из числа греков, Герман I (1537—1579), завязал прямые отношения с царём Иваном Грозным. Когда власть перешла в руки патриархов-греков, материальное положение церкви стало улучшаться: появились деньги для ремонта ветхих зданий и драгоценная церковная утварь. Греки принялись расширять свои владения преимущественно за счёт других православных Церквей, скупая грузинские и сербские монастыри на Святой Земле.

С течением времени греки сумели не только окончательно закрепить за собой Иерусалимский патриарший престол, все архиерейские кафедры патриархата и Святогробское братство, но и завладеть теми святыми местами и монастырями, которыми ранее распоряжались арабы, грузины и сербы. Когда патриарх Феофан III (1608—1644) по решению иерусалимского кадия (судьи) отнял у Римской курии Святую Пещеру и Голгофу, католики подкупили иерусалимского пашу, который заключил Феофана в тюрьму (тот, подкупив евнуха, смог бежать в Константинополь). Патриарх Паисий (1645—1660) по приказу османских властей был также заключён в тюрьму, но уже по обвинению в изготовлении короны для московского царя (хотя это была всего лишь митра, привезённая им из Москвы и украшенная драгоценными камнями).

В 1672 году прошёл Иерусалимский собор, в котором приняли участие представители большинства (или, возможно, всех) православных церквей, включая самых авторитетных православных богословов этого времени, на котором были вынесены решения о составе канона Библии и об отношении к лютеранству. Этот собор считается христианскими историками важнейшим в поздней истории Православной церкви. На соборе присутствовали архиереи Русской православной церкви.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий