Какого числа рождество пресвятой богородицы

Православное богослужение

Период до VII века называют ранним. Песнопений в честь Рождества Божией Матери из этого времени почти не сохранилось. Самое известное из них — кондак Романа Сладкопевца — было забыто и утеряно. Только песнопенный тропарь «Рождество Трое, Богородице Дево», написанный до VII века, сейчас используется в службах православной и католической церквей.

Из позднего периода на праздник поют:

  • первый канон — преподобного Иоанна Дамаскина;
  • второй канон — святителя Андрея Критского;
  • стихиры на стиховне — Германа, патриарха Константинопольского;
  • стихиры на литии — Анатолия, епископа Солунского;
  • стихиры на «Господи воззвах», стиховне и литии — Стефана и Сергия Святоградцев;
  • канон на предпразднство — Иосифа Песнописца.

Главный смысл праздничной службы — донести до верующих истину. Эта истина в том, что с рождением Девы Марии Бог приготовил себе место на земле. Богородица выше всех жен, потому что плодом Ее оказался Сын Божий. С восславлением Рождения людям открываются врата Царства Небесного, приходит обновление и причастие к высшей благодати.

Традиции Благовещения Пресвятой Богородицы в 2019 году

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

Фото: Патриархия.ру

По слову Святейшего Патриарха, эта исполненная глубокого смысла традиция, «символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле — поиск Царствия Божия».

В дореволюционной России перед Благовещением птиц покупали на Охотном ряду. Теперь в день праздника над соборами Кремля взмывают голуби, выращенные Федерацией спортивного голубеводства.

Стартовая скорость такого спортивного голубя — 175 километров в час. Немного покружив над Соборной площадью, голубиная стая быстро растворяется в небе. Там птицы разбиваются на группы, каждая из которых возвращается в свой питомник, расположенный в Москве или Подмосковье.

Помимо голубей, Патриарх Алексий II выпускал на волю и семь собственных птиц — синичек.

Благовещение. Святейший Патриарх Алексий. Фото: Патриархия.ру

Служба в православии

Вход в монастырь святой Анны, находящийся, по православному преданию, на месте дома святых Иоакима и Анны, в котором родилась Богородица. Старый город Иерусалима.

В нынешней православной службе праздника едва ли сохранились какие-либо песнопения раннего периода. В VI веке преподобный Роман Сладкопевец составил кондак празднику, который не сохранился. Из ныне используемых православной церковью песнопений праздника только тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» принадлежит сравнительно древним V—VII векам, судя по тому, что тот же текст имеется и в римско-католической службе, являясь едва ли не единственным случаем совпадения богослужебных песнопений двух Церквей.

В современную службу праздника входят творения следующих песнописцев:

  • святителя Андрея Критского (VII век) — второй канон;
  • преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) — первый канон;
  • Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) — стихиры на стиховне;
  • Анатолия, епископа Солунского (IX век) — некоторые стихиры на литии;
  • Стефана и Сергия Святоградцев (IX век) — стихиры на «Господи воззвах» и некоторые на литии и стиховне;
  • Иосифа Песнописца (IX век) — канон на предпразднство.

Произведения песнописцев Льва VI, византийского императора, и Георгия, епископа Никомидийского, были в богослужебном употреблении, но нынешним уставом не приняты.

Тропарь, кондак, задостойник и величание праздника
На греческомНа церковнославянском (транслитерация)На русском
Тропарь праздника глас 4 (Ἦχος δ’)Ἡ γέννησίς σου Θεοτόκε, χαρὰν ἐμήνυσε πάσῃ τῇ οἰκουμένῃ· ἐκ σοῦ γὰρ ἀνέτειλεν ὁ ἥλιος τῆς δικαιοσύνης, Χριστὸς ὁ Θεὸς ἡμῶν, καὶ λύσας τὴν κατάραν, ἔδωκε τὴν εὐλογίαν· καὶ καταργήσας τὸν θάνατον, ἐδωρήσατο ἡμῖν ζωὴν τὴν αἰώνιον.Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во, ра́дость возвести́ всей вселе́нней: из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш, и разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние, и упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный.Рождество Твоё, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.
Кондак праздника глас 4 (Ἦχος δ’)Ἰωακεὶμ καὶ Ἄννα ὀνειδισμοῦ ἀτεκνίας, καὶ Ἀδὰμ καὶ Εὔα, ἐκ τῆς φθορᾶς τοῦ θανάτου, ἠλευθερώθησαν, Ἄχραντε, ἐν τῇ ἁγίᾳ γεννήσει σου· αὐτὴν ἑορτάζει καὶ ὁ λαός σου, ἐνοχῆς τῶν πταισμάτων, λυτρωθεὶς ἐν τῷ κράζειν σοι· Ἡ στεῖρα τίκτει τὴν Θεοτόκον, καὶ τροφὸν τῆς ζωῆς ἡμῶν.Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства, и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая, во святе́м рождестве́ Твое́м. То пра́зднуют и лю́дие Твои́, вины́ прегреше́ний изба́вльшеся, внегда́ зва́ти Ти: непло́ды ражда́ет Богороди́цу и пита́тельницу жи́зни на́шея.Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.
Задостойник глас 8 (Ἦχος πλ. δ’)Припев: <…>

Ирмос 9-й песни канона: Ἀλλότριον τῶν μητέρων ἡ παρθενία, καὶ ξένον ταῖς παρθένοις ἡ παιδοποιΐα· ἐπὶ σοὶ Θεοτόκε ἀμφότερα ᾠκονομήθη. Διὸ σε πᾶσαι αἱ φυλαὶ τῆς γῆς, ἀπαύστως μακαρίζομε

Припев: Велича́й, душе́ моя́, пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере.

Чу́жде ма́терем де́вство, и стра́нно де́вам деторожде́ние: на Тебе́, Богоро́дице, обоя́ устро́ишася. Тем Тя вся племена́ земна́я непреста́нно велича́ем.

Припев: Славь, душа моя, преславное рождение Божией Матери.

Чуждо матерям девство, и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое. Посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя.

ВеличаниеПолиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используютсяВелича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чти́м святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим рождество́ Твое́.Славим Тебя, Пресвятая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и во всём славное прославляем рождение Твоё.

Народные традиции и обычаи

Как и в любой церковный праздник, каждый православный человек в этот день должен посетить Божественную литургию, подготовиться к торжеству покаянием, по возможности приступить ко Святому Причастию. В этот день запрещена любая физическая работа, кроме самой необходимой, например, накрыть и убрать со стола, наколоть дров для печи именно на этот день, а не в запас. Хотя эта пора приходится на уборку земли, и многие заняты работой в огороде, в этот праздник все земельные труды останавливаются.


В этот день лучше отказаться от массовых гуляний

Раньше в народе существовало поверье, что в этот день нужно с особенным усердием молиться об успешном замужестве дочерей и благополучии детей в целом. Незамужние девушки молились о даровании хорошего жениха. Кроме этого, люди ходили друг к другу в гости, одаривали подарками, приносили угощения.

В деревнях устраивались народные гуляния, размах которых зависел от того, какой урожай был собран. При хорошем урожае люди могли праздновать около недели

Созывая в этот день гостей, особое внимание уделялось сватам и зятьям, так как было важно наладить хорошие отношения с новыми родственниками

Земледельцы благодарили Царицу Небесную и землю за дарованный урожай. Здесь хорошо видно смешение языческих обычаев обращения к земле и православных молитв к Богородице. На самом деле язычество недопустимо ни в какой форме, так как представляет собой завуалированное служение бесам. В некоторых краях существует обычай в этот день поминать усопших, как в Родительскую субботу.

Рождество Богородицы — 2018

О рождении Богородицы в Библии не сказано ни слова. Про родителей Богородицы мы знаем из священного предания, и пусть это не смущает верующего читателя. Они же были евреи, а у евреев не забываются родственные связи. В памяти ортодоксального еврея хранятся знания о многих-многих предках, вплоть до родоначальников еврейских колен. Так что имена родителей Богородицы известны: звали их Иоаким и Анна.

Это были престарелые и испытавшие крест бездетности люди. Крест бездетности — нечто совершенно непонятное современному человеку. Ведь ныне живущие не чувствуют на себе ответственности исполнить заповедь «Плодитесь и размножайтесь».

Иоаким и Анна не имели деток, а хотели этого, и это жуткая боль, это распятие и крест для любой еврейской семьи, мечтающей поучаствовать в приближении Мессии.

Этими скорбями Господь выжигал из душ Анны и Иоакима гордость и тщеславие, и к концу жизни они смирились. Они достигли праведности, и вот тогда, когда ничего греховного они уже не могли передать своему потомству, они родили дочку.

Самый драгоценный ребенок — это первенец, как правило, рожденный в юности. Он самый первый, самый любимый, но он же и является жертвой наших жизненных ошибок и страстей, нашей неопытности…

А вот рожденные поздно дети бывают по-особенному нежны и чутки, их по-особому любят, и они сами по себе особые. Такой и была отроковица Мариам, будущая Богородица, рожденная от праведников преклонных лет.

В этот день родилась та, которая стала дверью, через нее Всевышний смог спуститься на Землю и стать человеком. Вот что мы сегодня празднуем.

Сегодня стоит подумать об обязанностях супругов, о семейности, о том духе взаимопонимания и согласия, который должен царить в каждой семье. Ведь мы страдаем от разводов, от отсутствия тепла и любви, от неумения жертвовать собой в отношениях, от вселенского холода, который витает в наших домах.

В нынешней церковной службе едва ли сохранились песнопения древних времен. В VI веке преподобный Роман Сладкопевец составил кондак празднику, который не сохранился. Ныне используется тропарь Рождества Богородицы, который принадлежит сравнительно древним векам.

Расскажи о древних традициях, связанных с праздником Рождества Богородицы, которые соблюдались в твоей семье. Нам будет очень интересно прочесть комментарии! В моей семье традиционно соблюдался пост: в этот день нельзя было есть мясо, яйца, молочные продукты, запрещалось употреблять алкоголь.

Даже если ты не привык соблюдать пост, не волнуйся. Гораздо важнее
быть добрым к окружающим тебя людям и прощать их слабости и недостатки. Поделись нашей статьей со своими друзьями! Поздравь их с этим великим днем.

Поделиться на Facebook

published on
according to the materials

Успение: традиции празднования

Успение торжественно отмечают все конфессии, празднования проходят в Иерусалиме и во всех странах, где есть христианские общины. В Гефсимании, где по преданию находится гробница Богоматери, проводится обряд погребения Девы Марии. По православной традиции служба на Успение продолжается всю ночь.

На Руси Успение был одним из важнейших и любимых народных праздников, посвященных урожаю. Праздник в народе носил название Первая Пречистая. (Вторая Пречистая — Рождество Богородицы, 21 сентября; Третья Пречистая — Введение Богородицы во Храм, 4 декабря).

Крестьяне специально оставляли до Успения на поле один несжатый сноп, который назывался дожиночным. В праздник сноп торжественно срезали и совершали с ним различные обряды, которые должны были обеспечить сохранность урожая нынешнего года и защитить от голода и неурожая на будущий год.

С Успения начиналось молодое бабье лето (до 11 сентября), кроме того, в этот праздник прощались все «бабьи грехи».

Примета гласила:

Работать на Успение было не принято, тяжелая работа, стирка, готовка и рукоделие вообще запрещались, но можно было начинать засолку огурцов.

Также в это время начинали сеять озимые. Бытовала поговорка:

В это время по традиции начиналась пора осенних свадеб, которые в основном играли на Покров (14 октября).

Также на Успение было принято освящать в храмах зерно нового урожая и испеченный из него хлеб.

В этот день на Руси щедро подавали хлебную милостыню нищим и заключенным в тюрьмах. Отказ от дел милосердия строго осуждался, считалось, что бессердечный человек навлекает беду не только на себя, но и на своих близких и даже соседей.

По традиции в этот день девушкам запрещалось стричь волосы и заплетать косы, иначе, согласно суеверию, замуж не возьмут.

На Успение запрещалось ходить босиком, считалось, что земля полита горькими слезами в связи с кончиной Богородицы и эти слезы делают все вокруг ядовитым.

Строжайше запрещалось ссориться, спорить, скандалить, а особенно — сквернословить, Богородица могла осерчать и наслать немоту или даже безумие.

История праздника Рождество Пресвятой Богородицы

Впервые упоминание о дате встречается в V веке. Евангелие рассказывает о бездетной паре из Назарета – Иоакиме и Анне. Дожив до преклонных лет, пара не имела детей, но они не отчаивались и просили у Господа о послании дитя. Причем молитву возносили с обещанием посвятить ребенка служению Богу. В то время каждый еврей надеялся, что может через свое потомство попасть в царство Христа Спасителя. И все люди, не имеющие детей, считались наказанными за грехи.

В один день Иоаким принеся дары в храм, получил отказ в их принятии из-за бездетности. Анна была дома, тоже услышала отказ от первосвященника, а потом узнала, что муж ее ушел со скорбью и плачем в пустыню. Анна вышла в сад свой, села под деревом с птичьим гнездом и долго горевала, глядя на птиц: «даже у них есть птенчики, а у нас никого».

С неба спустился архангел Гавриил, сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Имя Ей будет Мария».

В это же время ангел явился Иоакиму в пустыне и сказал, что Бог услышал их молитвы и дарует благодать. Иоаким направился в Иерусалим к храму, где ему сказано было, найдет он Анну. Поделились супруги новостью, помолились и вернулись домой. За великую веру и любовь послал Бог бездетным людям дочь. Через 9 месяцев родилась Мария, о рождестве Богородицы пели птицы, радовалось небо и земля. Родители принесли богатые дары и жертвы Богу, получили благословение от первосвященника и всех людей.

В канонах Святой Церкви Анну и Иоакима называют Богоотцами, потому что от их дочери Марии родился Спаситель.

Иконография

Несмотря на разнообразие изображений, посвященных появлению на свет Девы Марии, наиболее популярными и важными в православных странах являются следующие иконы Рождения Пресвятой Богородицы, явившиеся первыми на территории православной Руси. Образы похожи друг на друга не полностью, но Иоаким изображен на каждой из них. Картины появлялись с XVII века, когда мужчина и женщина уже могли делить вместе одну комнату, и это не считалось зазорным.

Самые почитаемые иконы Рождения Пресвятой Богородицы:

  1. Глинская (Пустынно-Глинская) икона. Считается, что она чудесным образом предстала перед пчеловодами в первой половине XVI века. В 1648 году на месте ее обнаружения основали Глинскую пустынь (территория современной Украины). Этой иконе поклонялись, она исцелила огромное количество людей. В настоящее время ее оригинал утрачен. Изображение на иконе: фигура Анны, стоящей напротив арки в три пролета. В этом проеме изображены женщина с дарами и Иоаким. В правом нижнем углу находится служанка с Девой Марией на руках, а рядом купель, являющаяся символом обновления и очищения человечества.
  2. Исааковская икона, явление которой произошло в 1659 году вблизи села Исаакиевского Ярославской области. Ее заметили крестьяне в лесу в ветвях дерева. Они захотели перенести икону в село, но не сумели. Им помог священнослужитель местной церкви, который отслужил перед ней молебен. Только после этого удалось забрать чудесную икону, от которой исходило сияние, похожее на свет солнечных лучей. Ее отправили в местную церковь, но на следующий день икона оказалась на своем изначальном месте. Тогда там построили деревянную часовню, а позже – каменный храм. На иконе изображена Анна и Иоаким, стоящий у изголовья жены. Рядом находится служанка, держащая на руках Деву Марию.
  3. Лукиановская икона обнаружена в 1549 году. Три раза она оказывалась неподалеку от села Игнатьевское (Владимирская область). Храм, находившийся в селе, перенесли на место, в котором являлась икона. Особенно известной она стала в 1771 году, когда над Россией нависла эпидемия чумы. Народ обратился к Господу. Вокруг города совершили крестный ход с Лукиановской иконой, после чего напасть отступила. Ныне оригинал иконы утерян, однако остался список XIX века. На этом изображении представлено большое количество людей, помимо основных героев. Это люди, принесшие дары и подношения новорожденной Деве Марии.

Эти изображения Рождения Пресвятой Богородицы являются самыми высокопочитаемыми в православии, люди и по сей день молятся им. Несмотря на утрату оригиналов, существуют современные списки, находящиеся в православных храмах.

В день Рождения Пресвятой Богородицы особую силу обретают молитвы

Особую силу в день Рождения Пресвятой Богородицы обретают молитвы о личном счастье и семейном благополучии. Ни одна искренняя просьба не остается неуслышанной в этот чудесный православный праздник.

Пресвятая Богородица одна из самых почитаемых святых

К ней обращаются при разных трудностях, и совсем неважно, какая при этом перед просящим икона. Она услышит и поможет, даже если просьбы озвучены не в молитве, а в обычном разговоре

Однако в течении многих веков установились традиции, к какой иконе надо обратиться при определенной проблеме. Известны истории, когда Богородица Сама являлась просящему и указывала какой иконе надо молиться и где ее следует искать. При мольбе о здравии тела и души обращаются к «Целительнице», а также по завершению всяких дел надо молиться иконе «Милующая» и «Казанской» Божьей Матери.

О выздоровлении в случае онкологических болезней просят у «Всецарицы». Для успехов в учебе, в экзамене, в дипломной работе, молятся у образа Богородицы «Прибавление ума». Деву Марию молят также о крепком браке. О малыше, легкой беременности и удачных родах молят Богородицу «Федоровскую» и «Помощницу в родах». Так же Богородица помогает при избавлении от вредных зависимостей: выпивки, наркозависимости, азартных игр. В этом поможет образ Божьей Матери с иконы «Неупиваемая чаша»,«Споручница грешных» или «Взыскание погибших». О силах и ума в воспитании ребенка просят у иконы «Воспитание» и «Млекопитательница»

О ПРАЗДНИКЕ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ

Праздник Рождества Богородицы установлен в IV веке. Он посвящен «началу нашего спасения». Рождеству Девы Марии (8/21 сентября). Обстоятельства этого события описаны не в Новом Завете, а в апокрифе II века — так называемом «Евангелии Иакова».

Благочестивая иудейскоая чета — Иоаким и Анна, — скорбели, что Господь не дал им потомства. Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, один книжник сказал ему: «Не надлежит тебе предлагать дар твой, ибо нет у тебя потомства в Израиле» — в народе бесплодие считалось знаком гнева Божия.

Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала, как вдруг заметила гнездо воробья на ветке лавра. «Увы! — воскликнула Анна. — Чему могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я перед сынами израильскими? Они смеются надо мной и оскорбляют меня, и изгнали из Храма Господня! Увы! Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо она дает плоды во времена свои и благословляет Господа».

И тогда явился в саду Ангел Господень. «Анна, Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь, и будет славен во всем мире род твой». Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. «Анна была у дверей дома своего, — читаем мы в апокрифе, — и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на шею ему, говоря: «Теперь я знаю, что Господь Бог благословил меня». А через девять месяцев у престарелых родителей появилась Дочь. Ее назвали Марией.

Хотя Церковь не приняла «Евангелия Иакова» в качестве вполне достоверного и канонического, это предание пользовалось авторитетом и любовью у народа. Часто к нему обращались поэты, иконописцы и великие западные художники — например, Джотто.

Нам же важен самый смысл сказания. Богоматерь рождается в семье праведников, и в родословии Ее немало славных мужей Ветхого Завета. Это свидетельствует, что появление в мир чистого Сосуда Божия было подготовлено нравственным подвигом многих предшествовавших поколений.

Кондак праздника:

Иоаким и Анна поношения бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася. Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды рождает Богородицу и Питательницу жизни нашея.»

Из книги «» отца Александра Меня

Значение праздника Рождества Пресвятой Богородицы Приснодевы Марии

Святой Андрей Критский тоже пишет об этом празднике в своём слове, называя его «началом праздников». Причина этому в том, что Матерь Божия открыла Своим рождением новую эру, подкреплённую надеждой на спасение человеческого рода. Человечество после грехопадения прародителей Адама и Евы находилось под гнётом клятвы. Люди не могли уже попасть в рай, что составляло цель появления на земле человека.

Несколько веков люди должны были умирать и идти в ад, что
было наказанием за грехи. Но Господь, не хотящий смерти грешников, решил Сам
снизойти и искупить человечество Своей смертью на кресте. Но для этого Он
должен был появиться на земле как простой человек. Так было задумано, чтобы Он
ничем не выделялся среди людей. Поэтому Он должен был родиться от женщины, хотя
и без участия мужского пола.

Для этой цели была избрана Самая Чистая и Святая Жена на земле. Ей стала девица Мария, Она приходилась родственницей Иосифу, который был из рода Давида. Так сбылось предсказание, что Христос будет из рода Давидова. Иосиф взял Её к себе после того, как Она закончила Своё многолетнее пребывание в храме. Её отдали в храм в возрасте трёх лет согласно обету Её родителей, которые рассматривали Её появление на свет как подарок Свыше. Поэтому они решили посвятить Дочь Богу.

О родителях Приснодевы Марии

Святые Иоаким и Анна были бездетные. Поскольку в Израиле считалось многочадие особым благословением Божиим, то супругов, не имеющих детей, считали грешными, несущими таким образом наказание

Иоаким и Анна терпели постоянно поношение от своих
соплеменников. Когда Иоаким пришел в храм с целью принести жертву Богу, то его
тельца отвергли священники, сказав, что он слишком грешный, чтобы делать это.
Расстроенный муж отправился в пустыню и принес горячую молитву ко Господу.

Бог услышал Своего верного раба и послал ему Ангела, утешившего его и велевшего ему идти домой. В это время его супруга увидела возле своего крыльца гнездо, в котором вылупились птенцы. Родители-птицы радостно ухаживали за ними. Анна всплакнула, позавидовав их счастью. «Все имеют детей, кроме нас» — думала она. Когда ей явился Ангел и сказал, что Бог услышал её молитвы, и у них родится Дочь, Анна не поверила. Ведь они с мужем уже перешагнули порог старости, и детей у них не может быть физиологически. Но Ангел уверил её в верности обетования.

После этого спустя девять месяцев у престарелых супругов родился долгожданный ребёнок, которого назвали Мария, что означает «Госпожа». Она поистине стала Госпожой для всего человеческого рода, Царицей Небесной, потому что сподобилась носить в себе Творца мира, создавшего вся видимая и невидимая.

Эта почетная участь досталась Ей не просто так: Мария никогда не грешила в жизни, даже мыслями! За это её прозвали «Пречистой». Весь православный и католический мир почитает Пресвятую Богородицу и этот праздник, как день Её рождения, потому что Она стала Матерью Спасителя, искупившего человеческий род.

Особенности богослужения

Тропарь и кондак праздника прославляют Пресвятую Богородицу и Её святых родителей. А также в них говорится о том, что Иоаким и Анна избавились в этот день от поношения бездетности, а Адам и Ева избавились от проклятия древнего.

В этот праздник служится всенощное бдение. Паремии на великой вечерне вспоминают лествицу Иакова, затворённые врата, которые видел пророк Иезекииль, и дом, который построила себе Премудрость. Эти пророчества предрекают появление на свет Богоизбранной Отроковицы.

После полиелея на утрени поется величание праздника, которое прославляет Пресвятую Богородицу и Её святых родителей. Затем поется «От юности моея». Каноны праздника написали: святой Иоанн Дамаскин и святой Андрей Критский.

Катавасия поется празднику Воздвижения Креста Господня: «Крест начертав Моисей». «Честнейшая» не поется, вместо нее запевы праздника.

На литургии святого Иоанна Златоуста поется прокимен Богородицы, апостол и Евангелие праздника.

Песнопения к празднику написали:

  • святой Андрей Критский;
  • святой Иоанн Дамаскин;
  • святой Стефан Святоградец;
  • константинопольские патриархи (Анатолий, Сергий, Герман) и др.

Этот праздник является одним из самых любимых в народе.

Рождество Пресвятой Богородицы — история из Закона Божия

Событие праздника

В соответствии с учением Церкви, рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, поскольку Ей была отведена важная роль в осуществлении божественного плана спасения человечества. Древняя традиция христианской Церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы. Так, в православии такие указания находим в паремиях Рождества Пресвятой Богородицы:

  • Лестница Иакова (Быт. );
  • Пророчество Иезекииля (Иез. , Иез. );
  • Слова Книги Притчей Соломоновых (Прит. ).

Зачатие праведной Анны, икона XV века

В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно данному рассказу, у благочестивой семейной пары из Иерусалима — Иоакима и Анны — долгое время не было детей. Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю». Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире».

После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима:

Рождество Богородицы. Фреска Джотто

После этого Анна зачала. Как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.

Не являясь каноническим, «Протоевангелие Иакова» оказало влияние на традиции католической и православной церквей. К нему часто обращались поэты, византийские и русские иконописцы и великие западные художники (например, Джотто).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий