Ответы на любые вопросы

Возникновение монастыря вокруг отшельника Сергия Радонежского

Жил он так тихо и светло, что вскоре лесное зверье перестало пугаться этого удивительного человека. Кажется, Варфоломей стал понимать бессловесный язык животных, которые стали его бесхитростными соседями.

Летописи говорят, что к Варфоломею приходил даже косолапый лесной великан — медведь, с которым святой делил и скудную свою пищу, и ласковое доброе слово. За годы уединенной жизни Варфоломей утвердился в правильности пути отшельника и принял постриг — стал монахом и взял себе монашеское имя Сергий.

Вскоре об удивительном отшельнике Сергии Радонежском пошла людская молва. На Маковец потянулись монахи, желавшие, как и он, тихой уединенной жизни вдали от мирской суеты. Так вокруг подвижника возникла скромная обитель. Поначалу монахов было лишь двенадцать — по числу святых библейских апостолов. Лишь с большим трудом удалось им уговорить Сергия стать игуменом — принять над ними старшинство.

Правила общежития он установил суровые — настрого запретил просить милостыню и велел жить только плодами своих трудов. Пример подавал сам — с утра до вечера хлопотал по хозяйству: колол дрова, таскал бревна, носил для братии из источника воду в ведрах, пек просфоры и варил квас, сам шил одежду и обувь, успевая при этом творить молитвы и катать восковые свечи для церкви. Говорят, что крестьяне, приходившие взглянуть на великого подвижника, не сразу узнавали его в оборванном старике, смиренно копающем грядки.

Между тем поселение отшельников разрасталось и со временем превратилось в небольшой монастырь. Вокруг стали селиться крестьяне, появились возделываемые поля, сенокосы, пасеки. Так убегавший от несправедливого темного мира Сергий подвижничеством своим стал творить вокруг себя жизнь иную, светлую. В своем монастыре Сергий ввел правила общего жития. По ним все монахи в стенах его монастыря были равны меж собой, носили одинаковую одежду и питались из общего котла. Своим примером они являли людям общину тружеников, каждый из которых радел об общем благе и творил святую молитву во славу Господа.

По примеру Троицкого монастыря на Маковце ученики Сергия стали создавать другие монашеские обители. Более сорока монастырей так возникло в то время на Руси. А вблизи монастырских строений начинали селиться люди.

Преподобный Сергий Радонежский

Когда родители умерли, Варфоломей переехал в Хотьково под Москву, присоединившись к старшему брату Стефану. В поисках более уединенного места, он и его брат, нашли такое место в глухом лесу возле холма, построили келью и простую часовню, посвященную Святой Троице. Братья жили в лесу уединенно. Со временем Стефана стала тяготить жизнь без людей, и он покинул Сергия, чтобы жить в Богоявленском монастыре, в Москве. С отъездом брата Сергий жил аскетично в течение ряда лет. Дикие животные, казалось, узнавали его. Стаи серых волков и медведи приходили к его хижине, но не причиняли ему вреда. Этот скромный человек жил в ладу с природой и с собой.

Он неустанно молился. Постепенно люди узнали о Сергии и стали обращаться к нему за мудрыми советами, духовными напутствиями. Вскоре келья превратилась в маленький скит с двенадцатью монахами, учениками Варфоломея. В день принятия монашества он получает имя Сергий. Дата пострига разнится из-за отсутствия информации о точном годе рождения. При дате рождения в 1314 году он был пострижен в монахи в 1337 году, а при дате рождения в 1322 году постриг произошел в 1342 году. Монастырь, где служил Сергий, позже стала называться Троице-Сергиева Лавра. Первым игуменом в обители был Митрофан, а вторым Сергий.

По мере роста монастыря среди монахов росла разница во мнениях относительно того, продолжать ли жить по уставу скита или ввести общежитие, которое предпочитал Сергий. Принимая постриг монахи, как и ранее, имели личное имущество. Среди них были бедные и богатые. Это привело к тому, что более состоятельные брали в услужение тех, кто не обладал имуществом. Сергий считал, что при таком положении вещей священнослужители не могут быть равными и полностью отказаться от земных благ.

На территории монастыря он запретил владеть имуществом. Все богатство было коллективной собственностью и позволяло инокам молиться, а не думать о пропитании. Разногласия росли, Сергий решил основать другие монастыри, а не ссориться из-за этого вопроса. После его отъезда монастырь начал постепенно приходить в упадок, и через четыре года монахи в Святой Троице умоляли Сергия вернуться.

По мере роста Свято-Троицкого монастыря, Сергий начал отправлять своих учеников по всей центральной и северной России, чтобы распространять Евангелие среди местных жителей. То было время правления Дмитрия Ивановича, называемого Донским. Количество монастырей, основанных этими учениками, приблизилось к 400.

К ним относятся известные монастыри Борисоглебский под Ростовом, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Покровский под Боровском. По мере того, как увеличивалось влияние Свято-Троицкого монастыря, у его ворот образовалось поселение, которое переросло в город Сергиев Посад. Сергий Радонежский прославился совершенными им чудесами. Воскрешение отрока – молитвой над телом умершего Сергий вернул к жизни ребенка. Исцеление греческого епископа, который не верил в то, что рассказывали о преподобном Сергии, и встретив игумена ослеп. Несчастному пришлось признаться в неверии, и зрение вновь вернулось к нему. Это самые известные рассказы, которые передавались из уст в уста.

Весть о чудесах, происходивших в стенах монастыря, распространялась повсюду. Паломники шли с разных сторон света, кто-то чтобы излечиться или просто увидеть Сергия, а кто-то, чтобы просто прикоснуться к святому.

Константинопольский Патриарх Филофей прислал ему хартию, подтверждающую новые правила жизни обители, установленные отцом Сергием в Свято-Троицком монастыре. Митрополит Алексий Московский почитал Сергия как друга и доверил ему задачу примирения разногласий между князьями Московскими и Русскими. Он хотел почтить Сергия орденом золотого креста и даже предложил в 1378 году сделать Сергия своим преемником в качестве митрополита Московского. Но эти почести не соответствовали аскетической жизни Сергия, и он отказался от них.

Во время русской борьбы с татарским ханом Мамаем, Сергий благословил Дмитрия Ивановича Донского, отправившегося одолеть хана в 1380 году, словами: «Иди бесстрашным князем и верь в Божью помощь». Победа Дмитрия в Куликовской битве была судьбоносной для нашего отечества.

Современное почитание

Дань уважения отдают святому до сих пор, например, указом Президента РФ в 2014 г. было проведено празднование в честь 700 лет со дня рождения преподобного. В рамках этого, например, проводились «Радонежские сборы» среди казачьих сообществ молодёжи Югры (Нефтеюганское районное казачье общество, Радужнинское городское казачье общество и др.).

Работы многих художников, скульпторов, писателей посвящены теме заслуг Сергия Радонежского. Несколькими режиссёрами сняты фильмы про него. Существуют орден, медаль и знак его имени. Он считается покровителем обучающихся.

Вдохновитель христиан

Почему же мы во всем тексте ничего не говорим про то, что преподобный Сергий — это великий «собиратель» Руси? И про то, что он делал порой невозможное и уберегал княжества от очередных войн, к которым князья привыкли, как птицы к небу?

Нам кажется, все его миротворческие и дипломатические подвиги — это лишь следствие той колоссальной духовной работы, которую он пронес через всю свою жизнь. Некий дополнительный дар от Бога и возможность еще больше обратить ко Христу людей.

«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся» — это известное поучение Серафима Саровского. А его истинным олицетворением — еще за 600 лет до этого — стал преподобный Сергий Радонежский.

Поучение Серафима Саровского — и жизнь преподобного Сергия, — открывают одну из мудрых истин христианства. Главная цель человека на земле — стяжание Благодати Духа Святого. А стяжав Благодать, и приняв в месте с Ней от Господа дарования в виде смирения, кротости — всё будет меняться в лучшую сторону и вокруг человека.

«Не пытайся спасать других — спасись сначала сам» — так еще более емко можно было бы перефразировать это кредо. В жизни преподобного Сергия это находило олицетворения в таких вещах:

  • К нему, простому иноку в каком-то лесу начали стягиваться люди — и в какой-то момент этот поток было уже не остановить.
  • Отшельническое монашеское житие Сергия Радонежского вдохновило на монашество множество других людей. (В этом плане, преподобного Сергия можно сравнить с Антонием Великим, который стал в III веке основателем всего института христианского монашества — сподвигнув тысячи людей на такой образ жизни).
  • На Руси начался целый бум строительства монастырей. Их возводили «ученики» и последователи преподобного Сергия. А не ученики ли лучшее свидетельство об Учителе?
  • Каким-то необыкновенным образом вокруг него начала меняться и вся страна — все самосознание правителей. Хотя, конечно, не сразу и не постепенно.

Спасо-Андронников монастырь в Москве. Один из монастырей, который был основан учениками преподобного Сергия Радонежского.

Религиозная деятельность

Вместе со Стефаном он покидает монастырь, направляясь в лес, расположенный в нескольких верстах, где братья сооружают келью, а потом и церковь, которую освещают в честь Св. Троицы. Но старший брат не справляется с тяготами и примерно в 1335 году направляется в Московский Богоявленский монастырь.

Жизнь Сергия в одиночестве стала еще более сложной – наступила пора серьезных испытаний. Так продолжалось 2 года, после которых с нему начали примыкать иноки. Все вместе они к 1337 году построили 12 келий, которые были обнесены оградой. Так появился Троице-Сергиевский монастырь, где Сергий служил игуменом.

Руководство обителью никоим образом не напоминало власть в классическом ее понимании. В «Житии» написано, что для всех Сергий был «точно купленный раб». Игумен также рубил кельи, не гнушался тяжелой работы, носил бревна, в полной мере исполняя обет служения ближнему и монашеской бедности.

Описывается случай в биографии, когда в какой-то момент Сергию Радонежскому пришлось голодать 3 дня, после чего он пришел к монаху Даниилу, пребывавшему в той же обители. Тот ожидал плотников для пристройки сеней к своей келье. Когда игумен предложил за них это сделать, монах испугался, что он много попросит, однако тот согласился выполнить работу за старые хлеба, которые уже и есть нельзя было. Проработал он целый день, в конце которого монах «изнесе решето хлебов гнилых ему».

Сергий Радонежский «тихими и кроткими словами» отвечал даже на самые грубые высказывания в свой адрес, не раз выступал примиряющей стороной между враждующими князьями. Дмитрий Донской в 1365 году отправляет его в Нижний Новгород для примирения ссорившихся князей. Во время похода он успевает соорудить пустошь в Гороховецком уезде при реке Клязьме на болоте для строительства храма Святой Троицы.

Там поселились старцы и пустынные отшельники, которые косили сено по болоту, питались лыками. Сергий Радонежский также основал церкви на Киржаче, рядом с Коломной, еще один храм на Клязьме. И везде настоятелями становились его ученики, открывшие в общей сложности более 40 обителей.

Волжский класс

Сергий Радонежский (Варфоломей) (3 мая 1314 г. — 25 сентября 1392 г.) — святой, преподобный, величайший подвижник земли Русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Родился в боярской семье в селе Варницы (близ Ростова) у родителей Кирилла и Марии. У Варфоломея был старший брат Стефан и младший Петр. Уже в младенчестве ОН, по преданию, отказывался от молока матери в постные дни среды и пятницы. Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом благодаря терпению и труду он успел ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. В 1328 г. родители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (недалеко от Москвы).

После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат Стефан. Стремясь к строжайшему монашеству, к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его. Оставшись один, Варфоломей принял в 1337 г. иночество под именем Сергия.

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 г. оформилась как Троице-Сергиева лавра, и Сергий был ее вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная с крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх Константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, и которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести и монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввел в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.

Глубоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал стать его преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков — Пересвета и Ослябю.

Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться с еще большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 г. скрепить духовное завещание, узаконившее новый порядок престолонаследия — от отца к старшему сыну. 25 сентября 1392 г. Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 г. он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал еще несколько обителей (Благовещенская на Киржаче, Борисоглебская близ Ростова, Георгиевская, Высотская, Голутвинская и др.), а его ученики – до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.

4 / 5 ( 106 голосов )

Куликовская битва

Авторитет Сергия, как духовного наставника, был так велик, что к его совету часто прибегали не только духовенство, но и князья. Сергий умел нужным словом наладить взаимопонимание даже среди врагов. Свои миротворческие таланты Сергий часто использовал, когда старался примирить враждующих князей. И это ему с успехом удавалось! Он сумел сплотить князей вокруг московского князя. Что было большой победой в такое время, когда усобицы на Руси почти не прекращались.

Благодаря миротворческой деятельности Сергия, практически все князья признавали московского правителя главным на Руси. Такое сплочение рядов было очень важным накануне битвы с Мамаем. И во многом предопределило победу русских войск.

Сергий не только благословил князя Дмитрия, прозванного впоследствии Донским, на битву. Но и отправил двух своих иноков, Пересвета и Ослябю на войну на Куликовом поле. Хотя по уставу монахам запрещалось брать в руки оружие, но в миру они были опытными воинами. И их опыт очень пригодился в битве.

После победы русских войск авторитет Сергия стал еще выше. Никаких письменных документов, написанных Сергием, до наших дней не дошло. Но он своим примером показывал, как нужно жить. Умер Сергий в своей обители 8 октября 1392 года.

Его вклад в духовную жизнь оценили не только деятели церкви, но и историки последующих поколений. Так Ключевский и Карамзин считали, что Сергий своим примером воспитывал нравственность у народа. Благодаря чему сплотил Русь, помог преодолеть раздробленность и страх перед завоевателями.

Для детей и школьников выложим видео с основными фактами биографии преподобного Сергия.

Почитание преподобного

До нас не дошло документальных подтверждений о времени, когда впервые стали почитать Сергия Радонежского как святого. Некоторые церковные исследователи говорят о том, что преподобный Сергий стал русским святым сам собою, из-за своей славы. Церковные историки приводят текст княжеской грамоты середины XV века, в которой он назван преподобным. Вероятно, это время и нужно считать началом почитания Сергия Радонежского на Руси.

Интересно ещё и то, что наряду с православной церковью преподобный Сергий считается и святым римо-католической церкви. По указу папы Павла VI его имя включёно в католический мартиролог.

Прославление преподобного Сергия Радонежского празднуется:

  • 8 октября по новому стилю;
  • 18 июля обретение мощей.

Особенности иконографии

Наиболее древнее изображение Сергия Радонежского, датируемое началом XV века, сейчас пребывает в Троице-Сергиевой лавре.

Русскому иконописцу Андрею Рублёву принадлежит икона с семнадцатью клеймами жития, находящаяся сейчас в музее имени Рублева. В среднике этой иконы преподобный Сергий изображён в полный рост, правая рука сложена в благословляющем жесте, а в левой находится свиток.

Храмы в честь святого

Наиболее известна Троице-Сергиева лавра, основанная самим преподобным Сергием. Она расположена в подмосковном городе Сергиев Посад. Всего же в России имеется (с учётом часовен и храмов с приделами Сергия Радонежского) более семисот посвящённых ему храмов. В одной только Москве имеется около семидесяти храмов Сергия Радонежского. Ежели считать только храмы, в которых ему посвящён главный престол, то таких основных храмов в Москве будет пять. Имеются храмы в честь преподобного Сергия и за рубежом, например в Йоханнесбурге (ЮАР) и монастырь Святого Сергия Радонежского в Черногории.

На святом образе запечатлён боговдохновенный лик старца

Видение отроку Варфоломею

Будущий Сергий при крещении получил имя Варфоломей. Вспомните картину художника Михаила Нестерова “Видение отроку Варфоломею” — она посвящена одному из эпизодов жития Сергия Радонежского. На картине изображен молодой, даже совсем юный Сергий-Варфоломей и ангел, явившийся ему в виде старца. Это событие значится в «Житие…» как Чудесное научение грамоте отрока Варфоломея.

Однажды отец отправил Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге мальчик встретил молящегося под деревом старца в одеждах монаха. Ему-то он и поведал о своих трудностях в одолении школьной науки. Старик же помолился за Варфоломея и дал ему отведать церковного хлеба — просфоры, пообещав, что отныне он будет знать грамоту лучше своих братьев. Нужно заметить, что в грамоте Варфоломей как раз отставал, хоть и старался прилежно учиться.

Под впечатлением от беседы отрок пригласил старца зайти к родителям. Старец охотно согласился и за ужином вел поучительные беседы, а затем попросил Варфоломея почитать писание. И о чудо — мальчик не просто хорошо прочел, а прямо-таки по-церковному пропел написанное. Удивились родители и поблагодарили старца. Когда же пришло время гостю уходить, тот ступил за ворота и… растворился в воздухе. Тут уже вся семья поняла, что их сыну и брату предстоит необычайная жизнь. Этот случай принято считать основополагающим в решение юного Варфоломея посвятить жизнь церкви и Богу.

Биография Сергия Радонежского

Сергий Радонежский родился в селе Варницы недалеко от Ростова 3 мая 1319 года, Его называют — Варфоломей. Кирилл и Мария, родители будущего святого, принадлежали к боярам. Кроме Варфоломея у них родились еще двое мальчиков Петр и Стефан.

По легенде Мария пошла в церковь и во время исполнения молитвы ее ребенок из чрева издает громкий крик. Будучи во младенческом возрасте он удивляет всех, тем что в среду и пятницу не пьет молоко матери, а если Мария в другие дни кушала мясо, то он также не употреблял в этот день молоко от ее груди. И матери Варфоломея впоследствии пришлось не употреблять мясную пищу.

В семилетнем возрасте вместе с братьями его отправляют на учебу, но грамота ему тяжело дается. Варфоломей очень желал научиться писать и читать. После его непрестанных молитв об даровании ему понимания грамоты, он встречает старца, которого просит помочь в его беде. Старец благославляет отрока и говорит, что отныне ты будешь все разуметь, даже лучше чем твои братья. И с этого дня Варфоломей удивительным способом стал понимать грамоту.

Мальчику были интересны книги о жизни святых. Прочтя их Варфоломею приходит вдохновение в установленные дни держать строжайший пост с отказом от пищи, а в оставшиеся дни употреблять в пищу исключительно хлеб и воду, а также все ночи посвящает усердной молитве.

В 1328 года Варфоломей с семьей переезжает в Радонеж. И в возрасте 12 лет он решает принять обет монашества, но родители ставят условие, что это произойдет только после того как они умрут, так как Петр и Стефан обзавелись семьями, а он остается их оставшейся опорой. Этого ждать долго не пришлось Кирилл и Мария умерают, а перед кончиной, по традиции, принимают постриг в иноки и схимничество.

После их смерти Варфоломей направляется в Хотьково-Покровский монастырь, где брат Стефан, после кончины своей жены принял постриг. Желая осуществить строжайший монашеский подвиг, братья у реки Кончуры основывают обитель. И Варфоломей прямо в Радонежском бору возводит церквушку в честь Святой Троицы. Его брат не смог выдержать строжайшей отшельнической дисциплины и уходит.

В 1337 году Варфоломей получает посвящение в монахи от игумена отца Митрофана и нарекается в честь великомученика Сергия. Прошло время и к нему начали приезжать другие монахи и иноки, образовывая обитель в последствии ставшей Троице-Сергеевой Лаврой. Община росла — и вокруг нее начали обосновываться труженики и крестьяне.

Отец Сергий отличался особой любовью к труду и возвел своими руками некоторые кельи, а также выполнял всю хозяйственную работу в обители. Труд он соединял с непрестанною молитвою и постом. Монахи часто удивлялись, как их преподобный все время тяжело работает и постится, но здоровье не ухудшается, а на оборот.

В 1354 годы преподнобного Сергия возводят в сан иегумена. Слава о нем распространяется и Филофей, будучи патриархом, передает ему некоторые дары с пожеланием дальнейших духовных подвигов. По патриаршему наставлению в монастыре вводится общинно-жительный строй. Он предполагал равенство в имуществе, носить такую же одежду и обувь как у всех, питаться из общего котла и повиноваться иегумену и признанным старцам.

Кроме Троицко — Сергиевой обители преподобный основывает и другие монастыри, где вводит общинно-жительный устав. Вот некоторые из них:

  • Высоцкий монастырь в Серпухове
  • Благовещенский монастырь в городе Кержач
  • Георгиевский монастырь, расположенный на реке Клязьме
  • Старо-Голутвин близ Коломны

А последователи Сергия преподобного основывают в дальнейшем приблизительно 40 монастырей на родной земле.

Сергий Радонежский приобрел и славу миротворца, что имело важное значение в Куликовской битве. Дмитрий Донской перед баталиями получает благословение старца

Сергий предрекает небывалый разгром войска татар. И нарушая принятые каноны, напрявляет вместе с князем двух иноков. И в святой день рождества Богородицы русское войско побеждает.

На протяжении всего своего жизненного пути преподобный Сергий видел различные мистические видения.

И близко к своей смерти он передает иегуменство и наставления близкому ученику Никону и отрекается от земного. Скончался святой Сергий Радонежский осенью 1392 года.

4 класс для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Строительство монастыря


Икона Сергия Радонежского

Вскоре семья переезжает в город Радонеж. Старшие братья выросли и женились, а Варфоломей дал Богу обет девства. Он мечтал о монашестве, но его родители уговорили его сначала дождаться их смерти, потом идти в монастырь. Послушный сын так и сделал. Скоро родители преставились, приняв перед смертью монашество. И Варфоломей, раздав наследство братьям, отправился в монастырь.

К тому времени овдовел его брат Стефан, и оба брата ушли в Хотьковский монастырь, где похоронены их родители. Там Стефан принял монашество. Варфоломей пока не стал принимать постриг, а уговорил брата уйти в пустынное место на подвиг. Тот согласился, и они нашли себе место в глухом лесу, стали строить там келию. Потом они срубили небольшую церковь, которую митрополит Феогност в дальнейшем освятит в честь Святой Троицы.

Стефану показалось пустынное житие не под силу, и он ушел, оставив брата одного. Тогда Варфоломей попросил игумена Митрофана подстричь его в монашество с именем Сергий. После пострига и причастия храм наполнился благоуханием.

Приход монахов

Некоторое время Сергий жил в одиночестве. Днем он работал, а
ночью молился. Бесы пугали его и приказывали покинуть это место, но монах их не
боялся. Вскоре про одиноко живущего инока пошла молва, и около него стали
селиться монахи. Их было вначале двенадцать человек.

Предполагаемая дата образования обители пр. Сергия – 1342 год. Первым игуменом стал Митрофан, но после его смерти Сергий ходил к Переяславскому архиерею с целью выпросить нового игумена. Тот благословил Сергия самому стать игуменом и священником.

Каждый день он служил литургии, много работал в пример братии. Он вечером обходил келии и если слышал, что кто-то разговаривал, а не молился, то стучал в окно. Однажды в монастыре не стало еды, но игумен запретил просить милостыню. Братья сильно роптали по причине голода, и тогда Ангел принес им хлеб. В другой раз все возмущались, что поблизости нет воды. Преподобный помолился, и рядом забил источник. Он существует до сих пор, куда едут верующие за исцелением.

Основные направления деятельности Сергия Радонежского и их результаты

Первое направление деятельности Сергия Радонежского – это укрепление нравственных сил народа, объединение , прекращение вражды между князями, признание ими  главенствующего положения Дмитрия Донского. В этом плане он не раз по воле митрополита Алексея ездил в уездные княжества для разрешения споров между князьями. Так он заставил покориться младшего брата князя Нижнего Новгорода, «кроткими словами» сумел уговорить князя Олега Рязанского помириться с великим князем Дмитрием. Именно Сергий Радонежский благословил Дмитрия  Донского на Куликовскую битву с Мамаем в 1380 году, на битву, положившую  начало концу ига Золотой Орды. Он послал на битву  двух иноков  — Пересвета и Ослаблю, которые позже станут героями Куликовской биты , а поединок Пересвета с Челубеем станет началом битвы.

Результатом данной деятельности стало укрепление Руси на законах нравственности, предотвращение княжеских столкновений и вражды, поддержка князя Донского в его начинаниях. Дмитрий Донской стал признанным лидером Руси, объединявшим вокруг себя все земли русские.

Другим направлением деятельности Сергия Радонежского было нравственное возрождение народа на основе Божьих заповедей. Этому он посвятил всю свою жизнь. Многие и многие люди приходили к нему,  он выслушивал их, помогал советом. Своим личным примером показывал, что надо трудиться, не лениться, быть смиренным, добрым человеком, жить по законам добра и справедливости.

Истоки нравственности Сергий Радонежский видел в религии, поклонении Богу, жизни по Божьим законам. При нём был образован Троице-Сергиевский монастырь в 1345 году, а его учениками основано более 40 монастырей. Ввёл монастырский устав, по которому все иноки должны были трудиться, не принимать подаяние, что они должны быть примером нравственности.

Результатом деятельности Сергия Радонежского стало нравственное возрождение народа, возрастание роли церкви в делах государства, в  формировании личности. Сергей Радонежский помог народу понять, как народ  силён, какие огромные возможности таятся в нём, что он  сможет победить Золотую Орду, если будет един и нравственно чист.

Таким образом, Сергий Радонежский – один из ярких духовных деятелей Руси, способствовавший объединению страны, повышению значения религии в жизни человека. Он был канонизирован в 1452 году,  стал небесным покровителем московских князей и их заступником. Сергий Радонежский не оставил писаний, письменных трудов, но весь его облик, вся  жизнь Сергия Радонежского – это пример тому, каким нужно быть человеком: трудолюбивым, правдивым, справедливым, мужественным, служащим Богу, живущим по его законам.

О Радонежском  написано «Житие Сергия» в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине 15 века житие было дополнено Пахомием Логофетом. Во многих городах есть памятники Сергию Радонежскому. Его почитают как Преподобного и приходят поклониться его мощам в Троице –Сергиевскую  лавру.

Данный материал можно использовать в историческом сочинении по эпохе правления Дмитрия Донского.

Нестеров М. В. «Видение отроку Варфоломею», 1890 г.

Нестеров М.В. Юность Сергия. 1891

Нестеров М. В. «Труды Сергия Радонежского» (триптих, центральная часть)

Новоскольцев А. Н. «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем»

Храм-памятник Сергия Радонежского (1913—1917 гг.) на Куликовом Поле. Архитектор А. В. Щусев. Памятник федерального значения

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры

Дионисий. Икона «Сергий Радонежский в житии», XV век

Сергей Кириллов «Преподобный Сергий Радонежский. (Благословение)»

Памятник Сергию Радонежскому в Элисте, Калмыкия, Россия

Памятник Сергию Радонежскому в Коломне, Московская обл., Россия (Богоявленский Старо-Голутвин монастырь)

Сергий Радонежский на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде, 1862, скульптор Микешин М.О.

Житие Сергея Радонежского

Спустя 50 лет после смерти основателя успешных храмов, было написано житие. Повесть о великом чудотворце была написана его учеником Епифанием Премудрым. Она вызвала интерес у народа, и спустя несколько лет она получила статус ценного источника Московской Руси.

Первое житие было написано, исходя из собственных сочинений Епифания. Ученик был весьма развитым и образованным. По изданию несложно догадаться, что он любил путешествовать и посещал такие места, как Иерусалим и Константинополь. Он был вынужден несколько лет прожить со своим наставникам. Сергей Радонежский выделял своего ученика за необычный склад ума.

К 1380 году Епифаний уже стал опытным летописцем, отлично владеющим грамотой.

После смерти чудотворца, ученик стал писать интересные факты о нем и доносить их до людей. Делал это он по нескольким причинам. Прежде всего, он уважал труд своего наставника. Ему было обидно, что спустя столько лет после его смерти о нем не было издано ни одной повести. Инициативу о написании жития Епифаний взял на себя.

Спустя 30 лет после смерти Сергея Радонежского, а именно, в 1422 году были обретены его мощи. Это событие происходило под руководством Пахомия Лагофета. По его славам, несмотря на такой продолжительный срок, тело чудотворца сохранилось целым и светлым. В нетронутом состоянии осталась даже его одежда. Его мощи перемещались всего два раза, с целью сохранения их и спасения от пожара.

Впервые это произошло в 1709 году, а после повторилось в 1746 году. Третий, последний раз мощи были перевезены в 1812 году во время войны с Наполеоном.

Повторное вскрытие могилы произошло в 1919 году, по приказу советского правительства. Это совершалось при присутствии государственной комиссии. По словам Павла Флоренского, человека при котором происходило вскрытие, голову Сергея Радонежского отделили от тела и заменили головой, принадлежавшей князю Трубецкому.

Мощи чудотворца стали экспонатом для музея и располагаются в Троице-Сергиевой лавре.

Детство

Дата рождения будущего подвижника точно не известна, одни источники называют 1314 г., другие – 1322 г, третьи склоняются к тому, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 г. При крещении младенец получил имя Варфоломей. По древнему преданию, родителями Сергия были боярин Кирилл и его жена Мария, проживавшие в селе Варницы в окрестностях Ростова.

Памятник семье Сергия Радонежского

Их усадьба располагалась недалеко от города – в местах, где впоследствии был возведен Троицкий Варницкий монастырь. У Варфоломея было еще два брата, он был средним. В семь лет мальчика отдали учиться. В отличие от смышленых, быстро схватывающих грамоту братьев, обучение будущему святому давалось с трудом. Но случилось чудо: удивительным образом отрок познал грамоту.

Епифаний Премудрый

Это событие описывает в своей книге Епифаний Премудрый. Варфоломей, желая научиться читать и писать, подолгу и с усердием молился, просил Господа вразумить его. Однажды перед ним явился старец в черной ризе, которому мальчик поведал о своей беде и попросил, чтобы тот помолился за него и попросил помощи у Бога. Старец пообещал, что с этой минуты отрок будет писать и читать и превзойдет своих братьев.

Они вошли в часовню, где Варфоломей уверенно и без запинки прочитал псалом. Затем они оправились к родителям. Старец рассказал, что их сын отмечен Богом еще перед родами, когда она пришла в церковь на службу. Во время пения литургии ребенок, находясь во чреве матери, три раза прокричал. На этот сюжет из жития святого живописец Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею».

Картина «Видение отроку Варфоломею». Художник Михаил Нестеров

С этого момента Варфоломею стали доступны книги о житии святых. При изучении Святого писания у отрока появился интерес к церкви. С двенадцати лет Варфоломей много времени посвящает молитве и соблюдает строгий пост. По средам и пятницам он голодает, в остальные дни ест хлеб и пьет воду, молится ночами. Марию беспокоит поведение сына. Это становится предметом споров и разногласий между отцом и матерью.

В 1328-1330 годах семья столкнулась с серьезными материальными проблемами, обеднела. Это стало причиной того, что Кирилл и Мария с детьми перебрались в Радонеж – поселение на окраине княжества Московского. Это были нелегкие, смутные времена. На Руси властвовала Золотая орда, творилось беззаконие. Население подвергалось регулярным набегам и облагалось непосильной данью. Княжествами управляли князья, назначенные татаро-монгольскими ханами. Все это стало причиной переезда семьи из Ростова. 

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий