Тест спилбергера-ханина для оценки тревожности

Содержание теста

Опросник состоит из 40 высказываний. Они делятся на две группы по 20 высказываний. Одна группа должна отвечать за выявление TA, вторая — определяет SA.

Оценка, как уже говорилось выше, основана на четырёхбалльной шкале Лайкерта. Она подразумевает четыре варианта ответов на каждое высказывание:

1 2 3 4
Никогда (совсем нет) Почти никогда (в некоторой степени) Часто (в умеренной степени) Почти всегда (очень сильно)

Тест на тревожность в оригинале имеет две формы: X и Y. Форма X направлена на выявление не только степени проявления состояния, но и определение его признаков. Этот вариант позволил диагностировать у пациентов тревожность и беспокоящее состояние при депрессиях.

В форме Y многие высказывания из формы X заменены на новые. Она призвана определить конкретные факторы состояния и черты тревоги. Форма Y имеет более простую структуру. Сегодня она имеет большее распространение. Вариант Y адаптирован для русского языка.

Методики Ч.Спилберга

Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности.

При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Шкала ситуативной тревожности состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций, напряженности, беспокойства, озабоченность, а 10 – отсутствие тревожности).

Результаты подсчитываются по ключу.

Обработка и интерпретация результатов:

до 30 – низкая тревожность;

31-45 – умеренная тревожность;

46 и более – высокая тревожность.

Испытуемому необходимо оценить свое самочувствие в данный момент. Предлагаются, например, такие утверждения: «Я спокоен», «Мне ничто не угрожает», «Я расстроен» и т.д.

В методике есть нормативы, указывающие на высокий уровень тревожности, средний и низкий. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению тревоги в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Также разработана шкала для оценки личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека), которая также состоит из 20 высказываний.

Испытуемый должен оценить, как он себя обычно чувствует. Здесь предлагаются, например, утверждения:

«Я испытываю удовольствие»,

«Я очень быстро устаю»,

«Я вполне счастлив» и др.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкалы ситуативной и личностной тревожности можно использовать в консультативной практике, при оценке результатов коррекции эмоциональных состояний, оценке динамики эмоциональных состояний у работников и т.д.

Обработка результатов опросника включает несколько этапов:

  • Подсчет веса каждого стрессора, который равен произведению силы и частоты по каждому пункту методики;
  • Определение среднего по силе, частоте и весу по всем пунктам опросника;
  • Анализ «профиля» стресса и выделение 3-х основных стрессоров, получивших максимальное значение по весу;
  • Факторный анализ десяти наиболее выраженных по весу стрессоров.

Глава 3. Эмпирическое исследование характеристик трудового стресса сотрудников ООО «АРК ПЕРСОНАЛ»

3.1 Процедура эмпирического исследования

Эмпирическая часть курсовой работы была изучена на сотрудниках кадрового агентства ООО «АРК ПЕРСОНАЛ».

Подбор персонала в кадровом агентстве способствует тому, что персоналу постоянно приходится пребывать в состоянии стресса. А именно

выполнение плана и множество задач, поставленных руководством, организация собеседований кандидатов с заказчиками, урегулирование конфликтных ситуаций, урегулирование вопросов по стоимости вакантной должности, переговоры с клиентами по задолженностям.

Данная процедура проводилась 13.11.2012 в обеденный перерыв, у 7 консультантов по подбору персонала, одновременно. Время данного опросника не ограниченно, однако с заданием все справились в разное время.

3.2 Результаты исследования характеристик трудового стресса сотрудников ООО «АРК ПЕРСОНАЛ»

По проведенному исследованию мы получили такие результаты.

источник

Инструкция к тесту (вторая группа суждений)

Внимательно прочитав каждое приведенное ниже суждение, выберите подходящую для Вас цифру в соответствии с Вашим обычным самочувствием: 1 – почти никогда; 2 – иногда; 3 – часто; 4 – почти всегда.

Содержание теста (вторая  группа суждений):

 1 Вы испытываете удовольствие 1   2   3   4
 2 Вы быстро устаете 1   2   3   4
 3 Вы легко можете заплакать 1   2   3   4
 4 Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие 1   2   3   4
 5 Бывает, что Вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения 1   2   3   4
 6 Вы чувствуете себя бодрым человеком 1   2   3   4
 7 Вы спокойны, хладнокровны и собраны 1   2   3   4
 8 Ожидание трудностей очень тревожит Вас 1   2   3   4
 9 Вы слишком переживаете из-за пустяков 1   2   3   4
 10 Вы бываете вполне счастливы 1   2   3   4
 11 Вы принимаете все слишком близко к сердцу 1   2   3   4
 12 Вам не хватает уверенности в себе 1   2   3   4
 13 Вы чувствуете себя в безопасности 1   2   3   4
 14 Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей 1   2   3   4
 15 У Вас бывает хандра, тоска 1   2   3   4
 16 Вы бываете довольны 1   2   3   4
 17 Всякие пустяки отвлекают и волнуют Вас 1   2   3   4
 18 Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть 1   2   3   4
 19 Вы уравновешенный человек 1   2   3   4
 20 Вас охватывает сильное беспокойство, когда Вы думаете о своих делах и заботах 1   2   3   4

Ключи к тесту:

Ситуативная тревожность (CT) определяется по ключу к тесту:
СТ = (3,4,6,7,9,12,13,14,17,18) – (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) + 50 =
Личностная тревожность (ЛТ) определяется по ключу к тесту:
ЛТ = (2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20) – (1,6,7,10,13,16, 19) + 35 =

Что значат результаты

Если в ходе проведения теста выяснилось, что ситуативная тревога на высоком уровне, а личностная – ниже среднего, значит, человек переживает эмоцию (положительную или отрицательную) в данный период, но быстро тревогой справится с тревогой. Обратные показатели свидетельствуют о том, что человек склонен тревожится часто, воспринимает действительность субъективно, постоянно чувствует угрозу и склонен долго это переживать.

Конечно, в одном случае, тревога не возникает при переживании каких-либо внештатных ситуаций, а в другом случае на аналогичную ситуацию человек настолько эмоционально реагирует, что повышается не только тревога, но и возникает стресс. При этом таких переживаний, к примеру, в неделю, может не быть вовсе, а может по несколько раз за день. Отсюда появляется постоянная подавленность и стресс. Поэтому для более глубокого анализа и выявления причин тревожности следует проводить дополнительные тесты.

Что такое тревожность

Тревожность – это ощущение взволнованности, озабоченности, беспокойства, которое не имеет направленности на какой-либо объект и появляется, когда угрожает опасность значимым для конкретной личности ценностям. Например — достоинству, престижу, уважению, физической безопасности. У каждого персональные критерии оценки своего Я, поэтому и поводы для тревоги у всех свои.

В определенных пределах тревожность является естественным откликом психики на негативные обстоятельства, условия. Когда ситуация нормализуется, подобный дискомфорт сменяется ровным эмоциональным состоянием. Подобная взволнованность не порождает психологических расстройств, а, напротив, активизирует механизмы самосохранения индивидуума. Поэтому ее можно назвать полезной.

Тревожность может быть невротической. Ее особенностью является — неадекватная реакция на опасность, которая преувеличена или выдумана. Субъективное восприятие реальности не всегда соответствует действительному положению дел. В результате появляется склонность к необоснованным переживаниям и беспокойству. Следствием становятся страхи, фобии, паники, внутренние конфликты, неврозы и другие патологические состояния психики.

Состояние тревоги сопровождается чувством дискомфорта, которое может быть кратковременным, затяжным и практически постоянным. Такое самочувствие часто определяет поведение человека в той или иной ситуации. Люди с нормальным уровнем тревожности более эффективны в решении насущных задач, уравновешены и жизнерадостны, чем те, у кого уровень тревожности высокий.

Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник. Методика Спилбергера-Радюка.

Тест Спилбергера позволяет оценить уровень нервного напряжения и, в частности, уровень эмоционального стресса. Оцениваются значения четырёх основных эмоциональных состояний в данный момент и обычно (любознательности, тревоги, агрессии и депрессии) В сумме получается 8 шкал. Автор теста – Ч.Д.Спилбергер, автор адаптации – О.М.Радюк.

Высокий уровень тревоги и агрессии говорит о наличии стресса, высокий уровень любознательности — об отсутствии стресса и депрессии.

Методика Спилбергера многократно подтвердил свою достоверность и широко используется специалистами.

Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник. Методика Спилбергера-Радюка:

Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и выберите соответствующий ответ в зависимости от того, как Вы себя чувствуете В ДАННЫЙ МОМЕНТ.

Совершенно верно — 4 балла

2. Мне хочется дать кому-нибудь пинка

7. Мне хочется кого-нибудь толкнуть

9. Мне хочется кого-нибудь ударить

14. Я чувствую себя умственно активным

20. Я в агрессивном настроении

21. Мне интересен мир вокруг меня

25. Я чувствую обречённость

26. Мне хочется знать, что происходит вокруг

31. Я чувствую нервозность

33. Я хочу о многом спросить

36. Я чувствую недостаток уверенности в себе

37. У меня придирчивое настроение

38. Я с пессимизмом думаю о будущем

Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и выберите соответствующий ответ в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО.

Совершенно верно — 4 балла

45. Мне интересен мир вокруг меня

46. В сердцах я могу нагрубить

48. У меня на душе горестно

49. Я тревожусь из-за того, что может произойти что-то плохое

52. У меня взрывной характер

55. Сгоряча я могу наговорить грубостей

56. У меня мрачное настроение

60. Мне хочется сорвать злость на ком-нибудь

61. Мне хочется кого-нибудь толкнуть

65. Я стремлюсь к умственной деятельности

66. Я чувствую обречённость

69. Я чувствую себя умственно активным

70. Я чувствую себя уязвимым

72. Я вижу будущее беспросветным

74. Когда я раздражён, мне хочется кого-нибудь ударить

78. Мне хочется дать кому-нибудь пинка

79. Я ничем не интересуюсь

Ключ к тесту Спилбергера, расчет значений:

1 (частьI) Интенсивность любознательности (Интерес)

2 (частьI) Интенсивность агрессии (Агрессия)

3 (частьI) Интенсивность тревоги (Тревога)

ИТ = в3+в6+в12+в19+в24+в28+в31+в36 — (в13+в39)+10 (прибавить к сумме вопросов число десять)

4 (частьI) Интенсивность депрессии (Депрессия)

5 (частьII) Частота любознательности (Любознательность)

ЧЛ = в41+в45+в51+в53+в57+в63+в65+в69 – (в73+в79)+10 (прибавить к сумме вопросов число десять)

6 (частьII) Частота агрессии (Агрессивность)

7 (частьII) Частота тревоги (Тревожность)

ЧТ = в42+в47+в49+в54+в59+в64+в68+в70+в75 — в77 +5 (прибавить к сумме вопросов число пять)

8 (частьII) Частота депрессии (Депрессивность)

ЧД = в44+в48+в50+в56+в58+в62+в66+в72 – (в76+в80) +10 (прибавить к сумме вопросов число десять)

Интерпретация результатов теста Спилбергера:

Нормальные значения шкалы Спилбергера.

Интерес (интенсивность любознательности) 25,74 ± 6,02

Агрессия (интенсивность агрессии) 13,28 ± 4,89

Тревога (интенсивность тревоги) 18,46 ± 6,72

Депрессия (интенсивность депрессии) 15,09 ± 6,15

Любознательность (частота любознательности) 31,80 ± 4,99

Агрессивность (частота агрессии) 18,35 ± 4,68

Тревожность (частота тревоги) 18,11 ± 5,14

Депрессивность (частота депрессии) 17,63 ± 5,07

О наличии стресса можно судить по интенсивности тревоги плюс интенсивности агрессии, о наличии депрессии — по интенсивности депрессии, при этом в расчет также берутся личностные показатели стресса и депрессии (частота стресса и депрессии).

Окончательный диагноз по результатам теста может поставить только специалист — психолог.

Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник. Методика Спилбергера-Радюка.

источник

Анализ и обсуждение результатов исследованияСтраница 5

В таблице № 7 представлен сравнительный анализ методик «Исследование тревожности» Спилберга, «Шкала тревожности» О. Кондаша, «Личностная школа проявлений тревоги» Дж. Тейлора.

Таблица № 7 Сравнительный анализ по методикам (мальчики)

Мальчики

Уровень тревожности по методике «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилберга

Уровень тревожности по методике «Шкала тревожности»

Кондаша

Уровень тревожности по методике «Личностная школа проявлений тревоги» Дж. Тейлора

Ситуативная

Личностная

Общая

Школьная

Самооценочная

Межличностная

Высокий

(0 %)

Высокий (25%)

Нормальный

(75%)

Нормальный

(75% )

Нормальный (75%)

Нормальный

(75 %)

Высокий

(25%)

Умеренный

(75 %)

Умеренный (75%)

Повышенный

(25%)

Повышенный

(0%)

Повышенный

(25%)

Повышенный

(25%)

Средний, с тенденцией к высокому уровню

(50%)

Низкий (25 %)

Низкий

(0 %)

Высокий

(0%)

Высокий

(25%)

Высокий

(0%)

Высокий

(0%)

Средний, с тенденцией к низкому уровню

(25%)

Очень высокий (0%)

Очень высокий (0%)

Очень высокий

(0%)

Очень высокий

(0%)

Низкий

(0%)

По данным результатам методики «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилберга в группе девочек — подростков выявилось, что высокий уровень преобладает в личностном типе тревожности, а в ситуативном типе тревожности преобладает нормальный уровень. У мальчиков как в ситуативной, так и в личностном типе преобладает нормальный уровень тревожности.

По данным результатам методики «Шкала тревожности»

О.

Кондаша выявилось, что у девочек выявлен нормальный уровень тревожности во всех типах, кроме школьного типа. У мальчиков в школьном, самооценочном, межличностном и общем типах тревожности преобладает нормальный уровень.

По данным методики «Личностная школа проявлений тревоги» Дж. Тейлора выявилось, что высокий уровень тревожности больше проявляется у девочек, чем у мальчиков.

Для подтверждения достоверности нашей гипотезы мы использовали критерий ф* – угловое преобразование Фишера. Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего нас эффекта — тревожность. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.

Гипотезы:

H0: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.

H1: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.

В таблице № 8 показано угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилберга, при ф* кр. = 1,64 (р≤ 0,05), 2,31 (р≤0, 01), где выборка 1 – девочки, выборка 2 мальчики.

Страницы: 5 

Исторический обзор

Первые описания зависимых людей часто были уничижительными. В работах психиатров XIX века пассивность, неэффективность и чрезмерное послушание, характерные для этих пациентов, рассматривались как неудачи в нравственном развитии, и для описания этих людей использовались такие термины, как «беспомощные», «слабовольные» и «дегенераты». Хот …

Теоретический анализ проблемы гендерных различий в проявлении
тревожности в подростковом возрасте. Общее понятие тревожность

Тревожность изучали такие зарубежные исследователи, как З. Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, С.Салливен, Э. Фромм и такие отечественные ученые, как А.С.Спиваковская, Л.М.Костина, А.М.Прихожан, О.А.Коробанова, Р.С. Немов, Л.А. Китаев-Смык и другие.
Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представите …

Выбор типа разогрева

Направленный и ненаправленный разогрев, выбор разогрева
Меры, принимаемые директором для разогрева, могут зависеть от того, готов ли протагонист к действию с самого начала сеанса.
1. Ненаправленный разогрев может быть сфокусированным и специфическим. В этом случае протагонист входит в сеанс, будучи готовым иметь дело с определенной те …

Результаты теста

Количество баллов по каждой таблице может быть от 20 до 80.

Показатель меньше 30 – низкий уровень тревожности.

От 30 до 45 – умеренный.

Более 45 – высокий уровень тревожности.

Тревога-состояние

Результаты первой части дают возможность определить, вызывает ли данная ситуация состояние стресса у испытуемого, и позволяют оценить соответствие интенсивности реакции к объективной опасности.

  • Менее 30 баллов – характеризует пассивное отношение человека к ситуации, отказ от принятия решений и действий.
  • 30 — 45 баллов – адекватная оценка и реакция на происходящее событие. Готовность к конструктивным действиям для преодоления возникших сложностей.
  • 46 баллов и выше – говорит о состоянии сильного эмоционального возбуждения. Однако нельзя считать такую реакцию невротической, не учитывая реальные обстоятельства, которые ее вызывают.

Тревога-черта

Результаты второй части показывают, насколько эффективно может человек справляться с жизненными ситуациями, используя свои навыки и свойства характера.

  • Менее 30 баллов – человек замкнутый, погруженный в себя, апатичный, часто с заниженной самооценкой.
  • 30 – 45 баллов – это люди действий. Неприятности они воспринимают, как ценный опыт. Ответственно относятся к своей жизни и времени. Их мысли направлены не на свои переживания, а на поиск новых решений и возможностей.
  • Более 46 баллов – такие люди видят катастрофу там, где нет и намека на какую-то угрозу. Они крайне чувствительны к опасности. Мнительные. Раскачивают свои эмоции до неконтролируемого состояния, истерики.

Люди, у которых менее 30 и более 46 баллов, чувствуют в себе недостаток сил, способностей для активной жизнедеятельности. Однако это лишь следствие внутренних эмоциональных барьеров, которые препятствуют полному использованию собственных возможностей, самореализации, решимости.

Таким людям можно посоветовать: найти эти внутренние преграды, проанализировать и избавиться от них самостоятельно или с помощью специалистов. Научиться жить более осознанно. Больше действовать и не относиться ко всему слишком серьезно.

Спилбергер создал методику, которая на сегодняшний день является наиболее точной и эффективной для диагностики тревожности и для других клинических исследований.

История

Чарльз Спилбергер – американский психолог, уроженец штата Джорджия. Сферой его научных интересов было изучение стрессов, эмоций и механизмов управления ими. Рассматриваемая анкета была создана в 60-х годах ХХ столетия. Основой для ее формирования является анализ 177 показателей. Анкета способны выявить признаки тревоги по 20 разрядам. В результате многочисленных проверок было доказано, что результаты теста являются достоверными и отражают реальное положение вещей. Поэтому метода уже несколько десятилетий активно применяется психологами. Для русскоязычной аудитории шкала была адаптирована Юрием Львовичем Ханиным, педагогом, психологом, доктором психологических наук и профессором.

Методика 20. Тест на исследование тревожности (Опросник Спилбергера)

Под тревожностью понимается особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми

Тревожность — важное персональное качество человека, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тревожности: личностной и ситуационной

Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т.п.). Личностная тревожность — это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства.

Ситуационная тревожность определяется как временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающее в иных ситуациях. Это состояние возникает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть переговоры с официальными лицами, разговоры по телефону, экзаменационные испытания, общение с незнакомыми людьми противоположного пола или иного, чем данный человек, возраста.

У каждого конкретного человека личностная и ситуационная тревожность развиты в различной степени, так что каждого, имея в виду его тревожность, можно охарактеризовать по двум показателям: личностной и ситуационной тревожности.

Представленная далее методика, разработанная Спилберге- ром, предназначена для одновременной оценки двух названных видов тревожности. Она включает в себя две шкалы, каждая из которых отдельно оценивает личностную или ситуационную тревожность. Ниже, в таблице 20, даются описания этих шкал.

Перед началом исследования испытуемые получают следующую инструкцию:

«Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните в соответствующей графе справа ту или иную цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над ответами на предложенные суждения не нужно долго думать, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

П р и м е ч а н и е: Справа в таблице в соответствующих тем или иным ответам столбцах указано количество баллов, которое получает испытуемый за избранный им ответ.

Оценка результатов

При помощи ключа к данной методике, представленного в таблице 21, определяется количество баллов, полученных испытуемым за избранные им ответы на суждения приведенных выше шкал. Общее количество баллов, набранных по всем вопросам шкалы, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс уровня развития соответствующего вида тревожности у данного испытуемого.

Выводы об уровне развития

3,5-4,0 балла — очень высокая тревожность.

3,0-3,4 балла — высокая тревожность.

2,0-2,9 балла — средняя тревожность.

1,5-1,9 балла — низкая тревожность.

0,0-1,4 балла — очень низкая тревожность.

Базовые понятия

Методика Спилбергера-Ханина основана на таких понятиях, как «тревога» и «тревожность». Под тревогой принято подразумевать некое эмоциональное состояние, при котором возникает сильное волнение, беспричинное или вызванное определенными факторами беспокойство. Достаточно часто эти симптомы могут наблюдаться у человека без любого повода. Такое состояние является естественным, только если не дезорганизует жизнедеятельность.

Вторым понятием методики Спилбергера-Ханина считается тревожность. Ее принято рассматривать как процесс переживания тревоги, что имеет низкий порог проявления реакции. Смотря на то, чем было обусловлено возникновение тревожности, различают два ее подвида: ситуативную и личностную.

Из названий уже понятно, что ситуативная тревожность — это изменения эмоционального фона из-за изменившейся ситуации (ссора с другом, свадьба, смерть родственника и т. д.). Личностная тревожность может возникнуть, если можно так выразиться, на пустом месте. Это стабильная характеристика личности. Есть люди, которые могут подавлять свои эмоции, а есть и те, у кого настроение меняется от малейшего дуновения ветра.

Суть методики тестирования и уровня тревожности

У каждого человека есть, так называемый, предел полезной тревожности. Это тревожность, которая необходима для организма. Важным для человека является оценивать своё состояние, чтобы развивать самоконтроль. Такую тревогу можно назвать ситуативной, тоесть общей. Этот тип характеризуется эмоциями, переживаемые лично человеком. Это обычная реакция человека на стресс, когда он переживает отрицательные эмоции.

Помимо определения общего уровня, тест Спилбергера — Ханина ещё определяет личностную тревогу. Это тоже является индивидуальным для каждого человека. Только личностная тревога, является чертой характера, которая определяет насколько человек склонен к состоянию стресса или к тому, что он будет испытывать отрицательные эмоции.

Личности, у которых высокий уровень тревоги не могут спокойно реагировать на множество ситуаций, так как могут воспринимать их как угрозу для себя, для своего окружения. Так что если вы знаете о своём уровне тревоги, это поможет вам принять меры по предотвращению таких ситуаций или помогут их избежать. Вы поймёте, что вам необходимо развивать в себе чувство уверенности и работать над собой. Знание своих проблем уже шаг к их решению и верному подходу к их решению.

В случае с ситуативной тревогой всё намного сложнее, так как чувство беспокойства не зависит от вас и оно крайне непостоянно, а значит предугадать и избежать его будет очень трудно. Ситуативная тревога появляется только тогда, когда вы уже попали в стресс. Чувство стресса пройдёт только после того, как вы покинете ситуацию конфликта или субъект, который причиняет вам дискомфорт.

Удачного вам тестирования!

Основные положения теории Спилбергера о тревожности

  • Состояние тревоги — это врожденное качество личности реагировать на опасные ситуации. Тревога вызывает неприятные эмоции, которые имеют большой спектр чувств от небольшого раздражения до полной дезорганизованности.
  • Чем большую опасность или значимость представляет ситуация, тем дольше по времени и интенсивнее переживания.
  • Люди с повышенной тревожностью воспринимают возможные неудачи и угрозы острее и трагичнее.
  • Состояния тревоги изменяют поведение человека и мобилизуют внутренние резервы. При повторении стрессовых ситуаций вырабатываются стереотипы мышления и поведения, характерные для конкретной личности.

Шкала тревоги Спилбергера-Ханина: ключевые параметры

При помощи данного инструмента можно определить:

  • текущий уровень беспокойства;
  • общее состояние.

В первом случае речь идет о ситуативной тревожности, т.е. реакции на определенную стрессовую ситуацию, сопровождающейся субъективным дискомфортом, беспокойством, напряженностью. Во втором – о личностной или об устойчивом состоянии индивида, коррелирующем с психическими расстройствами и психосоматическими заболеваниями.

Указанные пункты разделяют тестирование на 2 части, в каждой из них по 20 суждений. Продолжительность выполнения задания равна 5-8 минут. Каждое из приведенных высказываний должно быть оценено респондентом по 4 – балльной шкале. Подобное исследование может проводиться не только индивидуально, но и в группе.

Рекомендации к первой части тестирования

Работа над тестом проводится самостоятельно каждым испытуемым. Для начала нужно внимательно ознакомиться с суждением. Далее просмотрите варианты ответов, помещенные в таблице, и отметьте тот, который отражает ваше текущее самоощущение.

Анализ результатов производится по формуле:

Тр = Ерп — Еро + 50

Ерп – суммарное количество баллов по прямым вопросам (таковыми считаются 3-й, 4-й, 6-й, 7-й, 9-й, 12-й, 14-й, 15-й, 17-й, 18-й)

Еро – итоговая сумма баллов по вопросам, называемым обратными (к ним принадлежат 1-й, 2-й, 5-й, 8-й, 10-й, 11-й, 13-й, 16-й, 19-й, 20-й пункт).

Получившееся значение входит в диапазон от 20 до 80 баллов.

Рекомендации ко второй части тестирования

Прочтите помещенные в таблицу суждения и выберите справа тот вариант, в соответствии с которым вы себя обычно чувствуете. Не думайте долго над выбором – в тесте нет верных и неверных ответов.

Формула для расчета итогового значения следующая:

Тл = Елп — Ело + 35

Элементы формулы Елп и Ело соответствуют показателям суммы баллов по прямым и обратным вопросам. К прямым относятся 22-й, 23-й, 24-й, 25-й, 28-й, 29-й, 31-й, 32-й, 34-й, 35-й, 37-й, 38-й, 40-й, к обратным – 21-й, 26-й, 27-й, 30-й, 33-й, 36-й, 39-й.

Шкала оценки следующая:

  • значения до 30 баллов говорят о низком уровне тревожности;
  • диапазон 31-44 балла говорит о наличии умеренной;
  • о сильных переживаниях сигнализирует показатель 45 и выше.

Назначение опросника

Тест был разработан Чарльзом Спилбергером в первой половине 80-х годов XX века. Методика была адаптирована для русскоязычного использования Ю. Л. Ханиным.

Чарльз Дональд Спилбергер — доктор философии, клинический психолог, известный своими работами по изучению беспокоящих состояний. При разработке теста развил теорию известного британского психолога Рэймонда Кеттела.

В её основе было заложено чёткое разграничение хронических (постоянных) и временных тревожных состояний. Спилбергер составил детальную опись состояний тревожности.

Многие из своих концепций по тревожности психолог позднее перенёс на проблемы проявления гнева. В этой теме Спилбергер добился максимальных успехов и стал признанным авторитетом.

Помимо шкалы тревоги (STAI), Спилбергером были составлены ещё несколько тестов:

  • STAS — шкала состояния гнева,
  • STAXI — оценка выражения гнева,
  • STAIC — оценка состояния тревоги у детей.

Чарльз Дональд работал над передовым психологическим проектом совместно с психологами Р. Л. Горсач и Р. Е. Люшен. Вместе они сформулировали перечень вопросов, с помощью которых человек мог самостоятельно определить степень проявления различных типов беспокоящих состояний.

https://youtube.com/watch?v=2JXiXain6S8

Методика с выявлением нескольких типов тревоги одновременно стала передовой и новаторской. Ранее такой подход не использовался. Различные анкеты, которые были введены в оборот до теста Спилбергера, были нацелены на оценку одного, конкретного вида беспокоящего состояния.

Юрий Львович Ханин — профессор, доктор психологических наук. Один из ведущих спортивных психологов. Внёс серьёзный вклад в изучение проблем влияния тревожности, стресса, эмоций в спортивных достижениях. Адаптировал методику Спилбергера для русскоязычного населения для использования в профессиональном спорте.

Применение адаптации не ограничилось спортом, тест получил широкое распространение в других сферах.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий