Тест векслера

Общие правила проведения тестирования

Несмотря на активное развитие исследований интеллекта в 20 веке, вплоть до 1930-х годов не было хорошо стандартизированных методов оценки интеллекта для взрослых. Это и послужило толчком Векслеру к созданию собственных шкал. Психолог разработал тест как «бальную шкалу», которая включала в себя вербальные, и невербальные составляющие.

Изначально тест Векслера предназначался для лиц старше 16 лет. Позже для обследования детей в возрасте 6,5 – 16,5 лет был создан специальный вариант, стандартизированный и адаптированный в 1973 году А.Ю. Панасюком. Он состоит из 11 субтестов, которые соответствуют взрослому варианту, но представлены в более облегченной форме + двенадцатый «Лабиринты» (во взрослом варианте его нет).

Тест помогает решать педагогические и психологические задачи:

  • Выявлять не только уровень развития умственных способностей, но и эрудиции;
  • Оценка памяти, типа мышления;
  • Определение причин плохой успеваемости ребенка;
  • Профилактика трудностей при обучении, определение проблемных зон;
  • Возможность обнаружить нарушения психического развития.

Вербальные показатели связаны с критериями общей культуры и успеваемостью. Тем самым результаты могут быть чувствительны к национальным различиям. Отражают способность к умозаключениям и обобщениям, словарный запас, осведомленность, объем памяти.

Субтесты для определения уровня вербального интеллекта:

  • «Общая осведомленность» — диагностирует уровень общей образованности.
  • «Понятливость» — определяет способность моделировать поведение в социуме. Могут выявляться признаки социальной дезадаптации, конформности.
  • «Арифметический» — оценивает легкость оперирования цифрами.
  • «Сходство» — определяет, на каком уровне развития находится абстрактно-логическое мышление.
  • «Словарный» — определяет уровень культуры речи и мышления. Может указывать на особенность личностных черт (например, импульсивность).
  • «Повторение цифр» — оцениваются особенности внимания.

Невербальные показатели отражают уровень общего интеллекта, связанный с различными навыками, а также с сенсомоторными, психофизическими и перцептивными особенностями и характеристиками.

Субтесты для определения уровня невербального интеллекта:

  • «Недостающие детали» — отражает уровень зрительной внимательности/наблюдательности и умения выделять основные признаки, что отражает уровень развития мышления.
  • «Последовательные картинки» — выявляет умение планировать и понимать социальные действия. Определяет уровень социальной активности и адаптации.
  • «Кубики Косса» — определяет уровень пространственного анализа и синтеза.
  • «Складывание фигур» — показывает способность составлять целое из частей.
  • «Шифровка» — диагностируется зрительная и моторная скорость.
  • «Лабиринт».

В СССР Метод Векслера был адаптирован научными работниками Ленинградского психо-неврологического института им. В.М. Бехтерева.

Правила проведения тестирования

Убедиться в желании испытуемого выполнять задания. Замотивировать, вызвать интерес.
Не должно создаваться ощущение, что испытуемого проверяют

Для ребенка важно почувствовать, как будто с ним хотят поиграть.
Точная формулировка при постановке вопроса.
Ответ, если он не отрицательный, следует поощрять, подбадривая ребенка словами: «правильно», «молодец» и т.п.
Когда испытуемый говорит «не знаю», необходимо поддержать.
В случае, когда ребенок молчит, нужно мотивировать к ответу. Важно не подсказывать и не подталкивать к определенному ответу.
Не давать следующее задание, если не выполнено предыдущее.
Если дается 2 непротиворечивых ответа, выбрать наиболее подходящий из них.
Если противоречивых, то подтолкнуть ребенка к выбору одного из вариантов.
Если на вопрос не получен ответ в течение 10-15 секунд, повторить в первоначальном виде (кроме 6 и 3 субтестов).
Дополнительные ответы учитываются, когда не получается оценить первоначальный вариант в 0 или 1 балл.
Если ответ оказывается между 1 и 2 баллами, то ставится 1 балл.
При неправильно выполненном задании, если установленное время еще не истекло, экспериментатору следует притвориться, что он ничего не заметил.
С основными определениями приводятся альтернативные выражения или слова, представленные в скобках, которые оцениваются в тот же балл.
Ответ после цифры «0» считается неудовлетворительным.
После знака «?» необходим дополнительный вопрос

Если качество ответа не меняется, то ставится «0» баллов.

Возраст 13 лет 3 мес до 13 лет 7 мес

Вербальныеые субтесты Невербальныеые субтесты
Шакльныеоценки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Шакльныеоценки
0 — 3 0 — 2 0 — 2 0 — 1 0 — 13 0 — 3 0 — 3 0 — 3 0 — 2 0 — 6 0 — 14 0 — 1
1 4 — 5 3 — 4 3 2 14 — 16 4 4 4 — 5 3 7 15 — 17 2 — 3 1
2 6 5 4 3 17 — 18 5 5 6 — 8 4 8 — 9 18 — 21 4 — 5 2
3 7 — 8 6 — 7 5 4 19 — 21 6 6 9 — 11 5 10 — 11 22 — 25 6 — 8 3
4 9 — 10 8 6 5 22 — 24 7 12 — 16 6 12 — 14 26 — 27 9 — 10 4
5 11 9 — 10 7 6 25 — 28 7 8 17 — 20 7 — 8 15 — 17 28 — 33 11 — 12 5
6 12 — 13 11 — 12 8 7 — 8 29 — 32 9 21 — 23 9 — 11 18 — 19 34 — 37 13 6
7 14 13 9 9 33 — 36 8 10 24 — 25 12 — 16 20 — 21 38 — 40 14 7
8 15 — 16 14 10 10 37 — 39 9 11 26 — 28 17 — 22 22 41 — 43 15 8
9 17 15 11 11 — 12 40 — 41 12 29 — 30 23 — 28 23 44 — 46 16 9
10 18 16 12 13 42 — 44 10 13 31 — 33 29 — 33 24 47 — 49 17 10
11 19 17 14 45 — 47 11 14 34 — 36 34 — 37 25 50 — 52 18 11
12 20 18 13 15 — 16 48 — 49 12 15 37 — 39 38 — 40 26 — 27 53 — 56 19 12
13 21 — 22 19 17 50 — 52 16 40 — 42 41 — 43 28 57 — 60 13
14 23 20 14 18 53 — 55 13 43 — 44 44 — 46 29 — 30 61 — 63 20 14
15 24 21 19 56 — 58 14 17 45 — 46 47 — 48 31 64 — 66 15
16 25 22 15 20 59 — 60 15 47 — 48 49 — 50 32 67 — 70 21 16
17 26 23 21 61 — 63 18 49 51 — 52 33 71 — 73 17
18 27 16 22 64 — 65 16 50 53 — 54 74 — 75 18
19 28 24 23 66 — 67 17 19 51 55 34 76 — 77 19
20 29 — 30 25 — 28 24 — 28 68 — 80 20 52 — 57 78 — 93 20

Стандартная модификация для взрослого населения

Классический тест Векслера для взрослой возрастной категории представляет собой две шкалы:

  • Шкала вербальная, состоящая из 6 заданий.
  • Шкала с невербальным уклоном, включающая 5 заданий.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

1. «Общая осведомленность» (простые вопросы для установления уровня базовых знаний). Выявляется наличие элементарных знаний, не требующих специфической подготовки испытуемого. 2 балла дается за правильный ответ, всего будет задано 29 вопросов.

2. «Понимание». Это 14 вопросов, которые показывают понимание испытуемым смысла высказываний. Возможные баллы за ответ – 0-2.

3. «Арифметика». Состоит из 14 заданий, взятых из программы начальной школы, которые могут решаться устно. Баллы ставятся с учетом затраченного времени и правильности решения задачи.

4. «Нахождение сходства». Всего 13 вопросов, суть которых состоит в выявлении схожих свойств предметов. Возможные баллы – 0, 1 или 2.

5. «Запоминание цифр». Состоит из двух частей, в каждой из которых тестируемому нужно будет прослушать и повторить цифры.

6. «Словарный запас». Эти 42 задания направлены на то, чтобы оценить умение субъекта определять понятия и изучить его вербальный опыт. Результаты оцениваются в 0, 1 или 2 балла.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Невербальная шкала, которую также называют шкалой действий, в отличие от предыдущей, включает только 5 субтестов и выглядит следующим образом:

2. Задание «Найти недостающие детали». Оно заключается в том, что испытуемому предлагают пройти тест на определение недостающего элемента для конкретной карточки (всего их 21). Задача на время. Оценки выставляются из расчета 1 балл за каждое задание, если оно пройдено в установленный срок (20 секунд) и решено верно.

3. «Кубики Косса» (задания на 40 карточках, суть субтеста — конструирование по шаблону). Испытуемому предстоит собирать кубики по чертежам для определения способности визуально воспринимать окружающее и для оценки координации движений. Также оценивается по времени с учетом качества окончательного варианта решения.

Рекомендуем: Как развить интеллект?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

4. Задание «Последовательность картинок». Всего предлагается 8 серий, в каждой из которых есть сюжет. Карточки расположены заведомо неправильно, и субъект должен из них собрать все 8 картинок. Баллы выставляются, как и в предыдущих заданиях.

Тест Векслера включает адаптивный алгоритм. Он состоит из базовой серии заданий и задач начального уровня, которые используются, когда есть подозрения на наличие у испытуемого отклонений в умственном развитии. Сначала ему предлагают выполнить основные задания из базовой серии. Если субъект, уровень интеллекта которого заведомо неизвестен, не справляется с задачами этой серии, ему предлагают решить задания попроще.

Оценивание полученных результатов исследования проводится в 3 этапа. Вначале обрабатываются первичные баллы по каждому из субтестов. Впоследствии первичные оценки заносятся в профиль и суммируются отдельно по каждой шкале. Таким образом получают оценку вербального и невербального, а также общего интеллекта, где очень высокий IQ – это 130 и больше баллов, 69 и меньше — показатель наличия умственного дефекта.

WAIS-IV

Текущая версия теста WAIS-IV, выпущенная в 2008 году, состоит из 10 основных подтестов и пяти дополнительных подтестов, при этом 10 основных подтестов дают шкалу баллов, которые суммируются для получения полного IQ. В WAIS-IV вербальные оценки IQ / оценки производительности из предыдущих версий были удалены и заменены индексными оценками. Был включен Общий индекс способностей (GAI), который состоит из подтестов Сходства, Словарного запаса и Информации из Индекса вербального понимания и подтестов Блочного дизайна, Матричного мышления и Визуальных головоломок из Индекса восприятия . GAI является клинически полезным, поскольку его можно использовать в качестве меры когнитивных способностей, которые менее уязвимы для нарушений скорости обработки и рабочей памяти .

Индекс баллов и шкал

Есть четыре индексных балла, представляющих основные компоненты интеллекта:

  • Индекс вербального понимания (VCI)
  • Индекс перцептивного мышления (PRI)
  • Индекс рабочей памяти (WMI)
  • Индекс скорости обработки (PSI)

Также можно получить две общие оценки, которые можно использовать для суммирования общих интеллектуальных способностей:

  • Full Scale IQ (FSIQ), основанный на общей совокупной производительности VCI, PRI, WMI и PSI
  • Общий индекс способностей (GAI), основанный только на шести субтестах, входящих в состав VCI и PRI.

Задачи сгруппированы по индексу

Индекс

Задача

Ядро?

Описание

Предлагаемые способности измерены

Вербальное понимание

Сходства

Опишите, чем похожи два слова или понятия.

Абстрактное вербальное рассуждение; семантическое знание

Запас слов

Назовите объекты на картинках или определите представленные им слова.

Семантическое знание; словесное понимание и выражение

Информация

Общие вопросы знаний

Степень общей информации, полученной из культуры

Понимание

Вопросы о социальных ситуациях или общих концепциях.

Способность выражать абстрактные социальные соглашения, правила и выражения

Перцептивное мышление

Блочный дизайн

Сложите красно-белые блоки в узор в соответствии с отображаемой моделью

Это рассчитано по времени, и некоторые из наиболее сложных головоломок дают бонусы за скорость.

Визуальная пространственная обработка и решение задач; визуальная конструкция двигателя

Матричное мышление

Просмотрите массив изображений с одним отсутствующим квадратом и выберите изображение, которое соответствует массиву, из пяти вариантов.

Невербальное решение абстрактных проблем, индуктивные рассуждения

Визуальные головоломки

Просмотрите головоломку в книге стимулов и выберите из трех частей, из которых можно составить головоломку.

Визуальное пространственное мышление

Завершение изображения

Выберите недостающую часть изображения

Умение быстро воспринимать визуальные детали

Фигурные веса

Просмотрите книгу стимулов, в которой изображены фигуры на шкале (или шкалах) с одной пустой стороной, и выберите вариант, при котором шкала будет сбалансирована.

Количественное рассуждение

Рабочая память

Диапазон цифр

Слушайте последовательности чисел устно и повторяйте их так, как вы слышали, в обратном порядке и в порядке возрастания.

Рабочая память, внимание, кодирование, слуховая обработка

Арифметика

Устно решать арифметические задачи со словами. Время.

Количественное мышление, концентрация, умственные манипуляции

Последовательность букв и цифр

Вспомните серию цифр в возрастающем порядке и буквы в алфавитном порядке.

Рабочая память, внимание, умственный контроль

Скорость обработки

Поиск символа

Просмотрите ряды символов и целевые символы и отметьте, появляются ли целевые символы в каждой строке.

Скорость обработки

Кодирование

Расшифруйте цифро-символьный код с помощью ключа

Задача ограничена по времени.

Скорость обработки, ассоциативная память, скорость графомотора

Аннулирование

Сканируйте компоновки фигур и помечайте конкретные целевые формы в течение ограниченного времени

Скорость обработки

Стандартизация

WAIS-IV был стандартизирован на выборке из 2200 человек в Соединенных Штатах в возрасте от 16 до 90 лет. Расширение стандартизации было проведено с участием 688 канадцев того же возраста.

История

WAIS основан на определении интеллекта Векслера , который он определил как «… глобальную способность человека действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать со своим окружением». Он считал, что интеллект состоит из определенных элементов, которые можно выделить, определить и впоследствии измерить. Однако эти отдельные элементы не были полностью независимыми, но все были взаимосвязаны. Другими словами, его аргумент состоит в том, что общий интеллект состоит из различных конкретных и взаимосвязанных функций или элементов, которые можно измерить индивидуально.

Эта теория сильно отличалась от шкалы Бине, которая во времена Векслера обычно считалась высшим авторитетом в отношении тестирования интеллекта. Резко переработанная новая версия шкалы Бине, выпущенная в 1937 году, вызвала резкую критику со стороны Дэвида Векслера (в честь которого названы оригинальная шкала интеллекта Векслера – Бельвью и современная шкала интеллекта Векслера IV).

  • Векслер был очень влиятельным сторонником концепции неинтеллектуальных факторов, и он чувствовал, что шкала Бине 1937 года не очень хорошо справлялась с включением этих факторов в шкалу (неинтеллектуальные факторы — это переменные, которые влияют на общую оценку в интеллекта, но не состоят из элементов, связанных с интеллектом. К ним относятся такие вещи, как неуверенность, страх неудачи, отношение и т. д.).
  • Векслер не был согласен с идеей единой оценки, которую давал тест Бине.
  • Векслер утверждал, что элементы шкалы Бине недействительны для взрослых испытуемых, поскольку они были выбраны специально для использования с детьми.
  • «Акцент шкалы Бине на скорости, с распределением заданий по времени по всей шкале, как правило, чрезмерно ограничивает пожилых людей».
  • Векслер считал, что «нормы умственного возраста явно неприменимы к взрослым».
  • Векслер раскритиковал существовавшую тогда шкалу Бине, поскольку «она не учитывала, что интеллектуальные способности могут ухудшаться по мере взросления человека».

Эта критика теста Бине 1937 года помогла создать шкалу Векслера-Бельвью, выпущенную в 1939 году

Однако нынешняя WAIS-IV противоречит многим из этих критических замечаний, включив единую общую оценку, используя несколько заданий по времени, сосредоточив внимание на интеллектуальных способностях. предметы и другие способы

Хотя эта шкала была пересмотрена (в результате чего появилась нынешняя WAIS-IV), многие из исходных концепций, которые отстаивал Векслер, стали стандартами психологического тестирования , включая концепцию балльной шкалы и концепцию шкалы результатов.

70-74 года

оценка IQ оценка IQ оценка IQ оценка IQ
160
149
110
120
60
90
159
149
109
119
59
89
158
148
108
118
58
89
157
147
107
118
57
88
156
147
106
117
56
87
155
146
105
117
55
87
154
146
104
116
54
86
153
145
103
115
53
86
202
174
152
145
102
115
52
85
201
174
151
144
101
114
51
84
200
173
150
143
100
114
50
84
199
172
149
143
99
113
49
83
198
172
148
142
98
112
48
83
197
171
147
142
97
112
47
82
196
171
146
141
96
111
46
81
195
170
145
140
95
111
45
81
194
170
144
140
94
110
44
80
193
169
143
139
93
109
43
80
192
168
142
139
92
109
42
79
191
168
141
138
91
108
41
78
190
167
140
137
90
108
40
78
189
167
139
137
89
107
39
77
188
166
138
136
88
106
38
77
187
166
137
136
87
106
37
76
186
165
136
135
86
105
36
75
185
164
135
134
85
105
35
75
184
164
134
134
84
104
34
74
183
163
133
133
83
103
33
74
182
162
132
133
82
103
32
73
181
162
131
132
81
102
31
73
180
161
130
131
80
102
30
72
179
161
129
131
79
101
29
71
178
160
128
130
78
100
28
71
177
159
127
130
77
100
27
70
176
159
126
129
76
99
26
70
175
158
125
128
75
99
25
69
174
158
124
128
74
98
24
68
173
157
123
127
73
98
23
68
172
156
122
127
72
97
22
67
171
156
121
126
71
96
21
67
170
155
120
125
70
96
20
66
169
155
119
125
69
95
19
65
168
154
118
124
68
95
18
65
167
153
117
124
67
94
17
64
166
153
116
123
66
93
16
64
165
152
115
122
65
93
15
63
164
152
114
122
64
92
14
62
163
151
113
121
63
92
13
62
162
150
112
121
62
91
12
61
161
150
111
120
61
90
11
61

Шкала интеллекта Векслера – Бельвью

Тесты Векслера – Бельвю были новаторскими в 1930-х годах, потому что они:

  1. собраны задачи, созданные для доклинических целей, для использования в качестве «батареи клинических тестов»,
  2. использовали концепцию балльной шкалы вместо возрастной шкалы, и
  3. включили невербальную шкалу результатов.

Концепция балльной шкалы

В шкалах Бине (до версии 1986 г.) элементы были сгруппированы по возрастному уровню. Каждый из этих возрастных уровней состоял из группы заданий, которые могли выполнить от двух третей до трех четвертей людей на этом уровне. Это означало, что элементы не были упорядочены по содержанию. Кроме того, человек, проходящий тест Бине, получит зачет только в том случае, если определенное количество задач будет выполнено. Это означало, что невыполнение хотя бы одной задачи, необходимой для получения кредита, приводило к отсутствию кредита вообще (например, если выполнение трех из четырех заданий требовалось для получения кредита, то выполнение двух не давало кредита).

Концепция балльной шкалы значительно изменила способ проведения тестирования путем присвоения кредитов или баллов каждому пункту. Это имело два больших эффекта. Во-первых, это позволило группировать элементы по содержанию. Во-вторых, участники могли получить определенное количество баллов или кредитов за каждый пройденный предмет. Результатом стал тест, который мог состоять из разных областей контента (или подтестов) с общим баллом и баллом для каждой области содержимого. В свою очередь, это позволило провести анализ способностей человека в различных областях содержания (в отличие от одной общей оценки).

Шкала невербальной эффективности

Шкала невербальных показателей также была критическим отличием от шкалы Бине. Ранняя шкала Бине постоянно подвергалась критике за упор на язык и вербальные навыки. Векслер разработал целую шкалу, которая позволяла измерять невербальный интеллект. Это стало известно как шкала производительности. Эта шкала требовала, чтобы испытуемый активно что-то делал, например копировал символы или указывал на недостающую деталь на картинке, а не просто отвечал на вопросы. Это было важным событием, поскольку оно было попыткой преодолеть предубеждения, вызванные «языком, культурой и образованием». Кроме того, эта шкала также давала возможность наблюдать другой тип поведения, потому что требовалось что-то физическое. Клиницисты могли наблюдать, как участник отреагировал на «более длительный интервал устойчивых усилий, концентрации и внимания», который требовался для выполнения задач.

Поскольку шкала Векслера – Бельвю была первой, кто эффективно использовал шкалу показателей, она также представила «возможность прямого сравнения вербального и невербального интеллекта человека». Это стало возможным, поскольку «результаты обеих шкал были выражены в сопоставимых единицах». У шкалы Бине были задания на успеваемость, но они были ориентированы на детей младшего возраста. Тест Wechsler-Bellevue был также уникален тем, что в нем были целые тесты, которые считались дополнениями или альтернативами, включая показатели «производительности», такие как Международная шкала эффективности Leiter.

Субтест 11. Шифровка

Для детей младше 8 лет независимо от уровня развития: дается вариант «A» (фигуры).

Инструкция испытуемому: «Посмотри сюда, — показать верхний ряд фигур (ключ), — видишь, нарисована звездочка, а в звездочке вот такая черточка (показать). А вот кружок, в нем видны две таких черточки (и т.д. по каждой фигуре). А теперь посмотри сюда, — показать первый ряд, — видишь, здесь фигурки такие же, но в них ничего не нарисовано. Давай с тобой нарисуем так же, как вот здесь (показать на ключ). Ну, попробуй». К 33-й фигуры сказать «Побыстрее». После заполнения 5 фигур включить секундомер, не останавливая испытуемого, сказав: «Продолжать быстрее сам». По окончании 1-го ряда испытуемому быстро сказать: «Продолжай здесь», указав на начало второго ряда. Если испытуемый проставляет значки только в одной фигуре или пропускает фигуры, необходимо сказать: «Делай все подряд».

Время – 120 секунд.

Оценка равна количеству правильно заполненных фигур за 120 секунд. При правильном заполнении всех фигур менее чем за 120 секунд даются дополнительные баллы.

Оценки и временные лимиты для варианта А (с фигурами).

Дополнительные баллы +5 +4 ­+3 +2 +1
Время ‹70 71-80 81-90 91-100 101-110

Примечание:

  1. 5 первых выполненных фигур (пробных) в оценку не включать.
  2. Если на 5-ти пробных образцах испытуемый все же инструкцию не освоил, дать еще несколько фигур для пробы, которые в оценку не включать.
  3. Дополнительные баллы складываются с количеством правильно заполненных фигур.

Для детей 8 лет и старше независимо от уровня развития: дается вариант «B» (цифры).

Инструкция и порядок проведения те же, но для пробы предлагается заполнить не пять, а семь знаков.

Время – 120 секунд.

Оценка равна количеству правильно заполненных знаков.

Стимульный материал

Вариант А:

Вариант B:

Субтест «Шифровка» требует сохранности визуальной перцепции и праксиса, зрительно-моторной координации, скорости образования навыка. Он чувствителен к психомоторной недостаточности, характеризует зрительную память, обучаемость, двигательную активность.

Феномены:

  • соблюдение последовательности соответственно цифрам наблюдается в норме. В случае нарушения концетрации внимания, торопливости, испытуемый начинает заполнять коды, следуя порядку счета (1,2, и т.д.), а не их последовательности;
  • темп работы — быстрый или медленный темп указывает на эмоциональное состояние личности — гипертимность или гипотимность.

Количественные характеристики:

низкие оценки «Шифровки» (порой значительно ниже «Словарного») говорят о депрессивных тенденциях, недостатке побуждения к активной деятельности;
оценки выше «Словарного» — уровень притязаний слишком высок, не соответствует интеллектуальным способностям;
важно соотношение «Шифровка» и «Повторение» — снижение «Повторения» (тревога) и повышение «Шифровки» (энергичность) говорят о глушении и контроле над тревожностью путем повышения активности;
повышение «Повторения» и снижение «Шифровки» может отмечаться у депрессивных личностей, стремящихся к отрицанию депрессивного синдрома через гиперактивность;
с этим субтестом хорошо справляются шизоиды, поскольку тест носит нейтральный и бессодержательный характер.

История создания

Несмотря на то, что движение тестирования интеллекта активно развивалось на протяжении десятилетий, до конца 1930-х гг. не существовало хорошо стандартизированного индивидуального теста интеллекта для взрослых. Растущая неудовлетворенность в отношении стандартизации и структуры (уровни умственного возраста) шкалы Стэнфорд-Бине дало Векслеру олчок толчком к созданию в 1939 г. Шкал интеллекта взрослых Векслера-Белльвью — Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales (W-B).

Изначально Векслер разрабатывал свой тест как «балльную шкалу», а не как шкалу умственного возраста. Он учитывал при создании шкалы интеллекта критику в адрес теста Стенфорд-Бине за её исключительно вербальную направленность и включил в свою методику пропорциональное вербальной шкале количество невербальных заданий. Также при стандартизации использовались достаточно большие выборки взрослого населения. В ходе стандартизации была предпринята попытка контролировать образовательный и профессиональный статус. Окончательная версия нового теста предназначалась для использования в возрастном диапазоне от 10 до 60 лет.

Одними из главных причин, которые повлияли на окончательный отбор субтестов, вошедших в шкалу Векслера, можно выделить следующие:

  • выбранные субтесты имели высокие корреляции с другими батареями интеллектуальных тестов;
  • они достаточно различались по своим функциям, что позволяло предотвратить любые специфические влияния на обследуемых со стороны отдельных способностей и неспособностей;
  • результатыты выполнения этих тестов позволяли делать определенные диагностические заключения.

После двух последовательных редакций теста в 1949 г. Векслер ввел новую и пересмотренную его форму — Шкалу интеллекта взрослых Векслера (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS). WAIS была стандартизована на 1700 испытуемых (равномерно распределенных по полу и возрастным уровням) в возрасте от 16 до 64 лет. Выборка стандартизации была дополнена выборкой 475 лиц пожилого возраста (от 60 до 75 лет и старше). В этой новой стандартизации были представлены все регионы США, городское и сельское население по каждому возрастному уровню, а также 10% «не6елых» граждан. WAIS была пересмотрена в 1981 г. и получила название WAIS-R.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий